Водой не разольешь: о развитии водоснабжения и водоотведения
Вторничное заседание постоянной комиссии Тюменской городской Думы по экономической политике и ЖКХ продлилось несколько часов, и все это время обсуждение было горячим, как кипяток.
О качестве замолвите слово
Владимир Кильтау, директор городского департамента городского хозяйства, доложил о реализации в 2016 году инвестиционной программы «Тюмень Водоканала» по развитию системы коммунальной инфраструктуры. И хоть выступление было коротким, вопросов оно вызвало много.
В первую очередь депутатов заинтересовало, почему 182 миллиона рублей, полученных благодаря надбавкам к тарифам и плате за подключение, были истрачены не полностью. Этот вопрос задал председатель комиссии Юрий Баранчук. И его немедленно поддержал депутат Динар Абукин, засомневавшийся, нет ли здесь «попытки скрыть недоработки»?
Им ответил Мугаммир Галиуллин, генеральный директор «Тюмень Водоканала». Он объяснил, что неосвоенная часть средств — это деньги, которые застройщики заплатили за присоединение к сетям новых, недавно построенных зданий. Они еще не сданы в эксплуатацию, к ним рано подводить сети.
Всем, кто пожелает, Галиуллин пообещал дать подробные письменные пояснения по этому вопросу или любому другому, связанному с расходом средств налогоплательщиков. Однако даже это не остудило недоверие депутатов.
Юрий Безбородов, присутствовавший на этом заседании комиссии по ЖКХ, высказал сомнения в качестве работ, проведенных «Тюмень Водоканалом». И попросил, чтобы Владимир Кильтау «как бывший работник этой компании» дал свою личную оценку.
— Я здесь как представитель департамента городского хозяйства, — смутился Кильтау. — Почему бы не спросить генерального директора «Тюмень Водоканала», который сидит в зале?
Мугаммир Галиуллин заверил Юрия Безбородова, что все работы были выполнены качественно и, в соответствии с законодательством, приняты службой технического контроля департамента городского хозяйства.
В дальнейшем Галиуллину еще не раз пришлось отвечать на вопросы как депутатов, так и горожан, пришедших на заседание, — ведь именно обеспечение Тюмени водой было главной темой заседания.
Динар Абукин, выслушавший объяснения гендиректора «Тюмень Водоканала», предложил ввести какую-нибудь форму народного контроля за ремонтом сетей горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.
Но его предложение не вызвало одобрения. Юрий Баранчук предложил Абукину в письменном виде изложить, как он себе представляет реализацию этого народного контроля.
Галиуллин еще раз напомнил собравшимся, что все ремонтные работы оцениваются службой технического контроля департамента городского хозяйства Тюмени. И подчеркнул, что подавляющее количество аварий происходит на «ничейных» сетях; те же, которые вверены ему, ломаются редко — есть подтверждающая статистика.
Казалось бы, итог дискуссии подвел Мурат Тулебаев, прямо спросивший Владимира Кильтау, имеет ли его служба технического контроля какие-то претензии к работе «Тюмень Водоканала». И получил в ответ однозначное «нет».
— Конечно, в любом рабочем процессе, особенно в процессе прокладки коммунальных сетей, не все всегда идет гладко. Но мы решаем вопросы по мере их поступления и конечным результатом довольны, — подчеркнул Кильтау.
Но обсуждение внезапно пошло по второму кругу. Александр Захаров выступил в защиту «Тюмень Водоканала», призвав коллег свои сомнения либо подкреплять конкретными фактами, либо не тратить время.
Юрий Безбородов привел конкретный пример: летний гидродинамический удар на Метелевской водоочистительной станции.
— Мы рассматривали на одном из заседаний комиссии эту проблему, — ответил ему Юрий Баранчук. — Аварию вызвало отключение электроэнергии. И это вина электроснабжающих организаций.
Примиряя коллег, Баранчук напомнил, что еще недавно жители Тюмени испытывали куда большие трудности, вплоть до того, что в квартирах на верхних этажах домов вечерами воды могло не быть вовсе — сказывался недостаточный напор.
— Изменения в лучшую сторону очевидны, — подытожил он.
Мирный атом подземных источников
Однако ожесточенные споры на этом не иссякли, ведь впереди был вопрос о развитии систем водоснабжения и водоотведения Тюмени посредством заключения концессионного соглашения. А оно, как выяснилось, по вкусу не всем депутатам и не всем горожанам.
О концессии подробно рассказал Павел Перевалов, заместитель главы администрации города, назвав документ приоритетным. Но в то же время пояснив, что концессия — лишь форма соглашения, позволяющая городу и компании «Тюмень Водоканал» эффективно взаимодействовать, предпринимая все необходимые шаги, чтобы «и в 2040 году вода была чистой, стоки содержались в порядке и тюменцы жили в комфортных условиях».
Но первое же упоминание о том, что воду начнут брать не из Туры, а из подземных источников в Нижнетавдинском районе, породило вопросы горожан. С опасениями относительно безопасности такой воды выступали и представители товариществ многоквартирных домов, и Альберт Фахрутдинов, председатель комиссии по охране окружающей среды и экологическому воспитанию Общественной палаты Тюменской области.
— Несколько лет назад за счет областного бюджета были проведены разведывательные работы, в результате которых обнаружились подземные источники в Нижнетавдинском районе, — пояснил Перевалов. — Да, 50 лет назад в относительной близости от них был произведен мирный ядерный взрыв. Но Велижанский водозабор, из подземных источников которого тюменцы пьют давно, расположен еще ближе. И никакого заражения. Нижнетавдинские источники обследовали, в воде следов распада радиоактивных веществ не обнаружено. Этими источниками по закону разрешено пользоваться.
Впрочем, судя по недовольному виду задававших вопросы, ответ удовлетворил их не полностью. И Юрий Баранчук заверил общественность, что прямо сейчас постоянная комиссия по экономической политике и ЖКХ не принимает никаких решений по концессии, лишь рассматривает вопрос, чтобы потом доложить о нем на заседании Думы. А Николай Романов добавил, что избавляться от Метелевского водозабора, в который вода поступает из Туры, никто не собирается. Eсли с Нижнетавдинскими подземными источниками не заладится, всегда можно перепрофилировать его обратно.
Павел Перевалов также сказал, что следить за качеством воды в Туре продолжат даже после того, как из нее перестанут пить тюменцы. Ведь в первую очередь экологические проверки касаются того, не опасна ли вода для живущих в ней рыб. И такие проверки никуда не денутся.
Окончательный ответ на вопрос: «Зачем нам вообще подземные источники?» дал Мугаммир Галиуллин. Он объяснил, что Тура — одна из самых малоподходящих для питья рек в России, так как химический состав ее воды очень непостоянен, его приходится все время отслеживать и корректировать, чтобы в стаканы горожан случайно не попал какой-нибудь опасный элемент в избыточном количестве. И это влечет за собой лишние траты, которые в итоге ложатся на плечи нас с вами — конечных потребителей.
Выслушав всех желавших высказаться, Юрий Баранчук сделал вывод, что, раз вокруг отдельных вопросов концессии развернулась дискуссия, комиссия по экономической политике и ЖКХ просто обязана держать концессию на контроле и быть в курсе всех подвижек в этом деле. То есть регулярно заслушивать по ней доклады.
— Мы эту тему с повестки дня снимать не будем, — заявил он. — Будем заслушивать информацию, знакомиться, делать выводы и контролировать выполнение концессионного соглашения.