Старые добрые лесные жители
Удивить взрослых в театре кукол не так-то просто. Детишки куда восприимчивее.
Но режиссер-постановщик Сергей Кузин придумал спектакль, который точно не оставит равнодушными тех, кто родился и жил в советское время. Называется «Мишуткина елка».
Премьера состоится 16 декабря в малом зале театра кукол. А за пару дней до этого журналисты и труппа, не занятая в постановке, посмотрели «Мишуткину елку» и увидели: режиссер строит спектакль, опираясь на свои воспоминания. Впрочем, так он делает не в первый раз.
Кузин играет культурными кодами советского периода, загружая их в сознание детишек и погружая в ностальгию взрослых. Режиссер помогает юным зрителям увидеть детство их родителей, бабушек и дедушек и тем самым объединяет поколения.
В спектакле заняты всего два актера: Александр Бердников в костюмчике матроса (играет мальчика Сашу, а еще Мишутку, Ворону, Лосенка и Волчонка), и Eвгения Глухих (исполняет роли девочки Жени и Зайчонка). Со светлыми кудрями, в пышном платье в голубую клеточку, она похожа на куклу. А еще в сандалиях, в которых ходили все маленькие девочки в 60-80-х годах. Помните их? Красные, бежевые, коричневые с вырезами в виде цветочков на носке? Прелесть!
— Раньше матросы и куклы были на всех рождественских и новогодних открытках. Я и сам в детстве праздновал Новый год в костюме матроса, — вспоминает Сергей Владимирович.
Саша и Женя будто сошли с открытки. Они в этом спектакле — дети, которые показывают сказку друзьям, родителям, знакомым. Рассказывают о лесных жителях: Мишутке, который никогда не встречал Новый год из-за зимней спячки, его друзьях, которые пытаются пробудить медвежонка.
В представление режиссер добавил все лучшее и светлое, что помнит из детства. Например, музыку инструментального ансамбля «Рококо», которая сейчас практически не звучит.
Планшетные куклы лесных зверей — мишутки, зайчика, вороны, лосенка и волчонка — тоже родом из детства: напоминают советские плюшевые игрушки. Эскизы кукол и декораций нарисовала художник Светлана Бажко. Сергей Владимирович работает в дуэте с ней уже не в первый раз, так что доверяет полностью.
Точно так же, как и актерам. Eвгения и Александр прежде играли практически во всех спектаклях Сергея Кузина.
Поскольку пьесу для преставления Кузин написал сам, то и персонажей он продумывал, учитывая индивидуальность актеров. Режиссер сразу знал, что возьмет этих двоих: считает, что у артистов большие возможности. — У них очень развито кукловождение, — поясняет Кузин. — Они моментально переключаются.
В постановке «Мишуткина елка» у актеров всего пара секунд, чтобы перейти из живого плана к кукле, а потом от одной куклы к другой. Так, из милой, по-детски кокетливой девочки Женя Глухих перевоплощается в реактивного Зайчонка. Александр Бердников из взволнованного, несколько неуверенного мальчишки — в громкоголосую Ворону или обаятельного Лосенка.
В пьесе Кузина герои всегда добавляют к именам друг друга уменьшительно-ласкательные суффиксы. И если Зайчонок-Глухих действительно похож на маленького Зайчонка, то Волчонок-Бердников скорее старый сиплый Волчище. Зрители смеются: несоответствие налицо! Но взрослая публика вспоминает, что дети во время игр постоянно совершают такие забавные ошибки. А ведь сказку как раз дети и рассказывают! Похоже, драматургу-Кузину удалось сохранить в себе много детского.
Не получается без умиления следить за диалогом главных героев: — Считаю до трех! — кричит Женя, когда собирается сыграть с Сашей в прятки.
— Хорошо, — соглашается Саша. — Только медленно, как до десяти!
Ну, какому взрослому придет в голову считать до трех так же медленно, как до десяти, если можно сразу считать до девяти, десяти, одиннадцати или даже до двенадцати?
Все герои у Кузина соответствуют канонам, и от этого совсем не скучно. Зайчонок — невозможно энергичный. Мишутка — простой и наивный, как Винни-Пух. Ворона — громкая, шумная, противная. Она пытается помешать героям разбудить Мишутку, стараясь сбить их своим карканьем: «Напрасный труд! Напрасный труд!» Смеются все, а пуще других — актеры театра.
Отдельные аплодисменты заслужил Лосенок. У Бердникова он очаровательный, романтичный, но медленный… как лось.
Нельзя не сказать о работе художественного цеха. Спектакль «Мишуткина елка» не богат на декорации. Сначала сценография кажется даже слишком простой. Но вдруг у каждого предмета оказывается другая сторона. Коробки тут, как и деревья, могут менять время года, стоит их только развернуть.
Когда на сцене появилась мишуткина избушка, прозвучало восхищенное «ва-а-у» от детишек, которым повезло быть на сдаче. А когда Александр Бердников вышел с шарманкой, в которой мы увидели всех лесных зверей, зрители уже без междометий зачарованно смотрели в волшебную коробку.
Так что за волшебным, праздничным настроением — в малый зал. И неважно, сколько вам лет. Ведь всем иногда хочется чуда.
— Приятно, что к нам в малый зал приходят большими семьями, иногда чуть ли не грудничков приносят, — замечает Сергей Кузин. — Но мы не сидим на одном месте: скоро начнем работу и в большом зале. Будем ставить «Муху-цокотуху».
***
фото: Зрители разбудили Мишутку из спячки ;Евгения Глухих водит Зайчонка ;Самые юные зрители на сдаче «Мишуткиной елки».