X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Фестиваль Мацуева, до встречи!

В зрительном зале филармонии часто замечаешь тех, кто наслаждается музыкой с закрытыми глазами. Но только не на фестивале Дениса Мацуева. Концерты народного артиста России наоборот — смотрят во все глаза.

Как и год назад, Тюмень ждала Мацуева в декабре. 16, 17, 18 — три дня классической и джазовой музыки, аншлагов и непередаваемых ощущений. Вспомним, как это было?

16 декабря

Открыли фестиваль сам Денис Мацуев и Тюменский филармонический оркестр. Как бы тепло мы ни любили музыкантов нашего оркестра, каким бы завораживающим ни было испанское каприччио Николая Римского-Корсакова, что они исполнили, а все первое отделение зрители ждали Мацуева. Они ведь по большому счету пришли ради него.

Но и начало концерта не обошлось без сюрпризов: Мацуев приехал не один, привез участника Всероссийского телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» Eлисея Мысина. Шестилетний виртуоз солировал оркестру в 5-м концерте Баха для фортепиано с оркестром! Играл его впервые и очень волновался. Оказалось, не стоило: мальчик с большого экрана покорил нашу публику. Теперь многие в городе мучаются вопросом: если пианист так хорош в свои шесть лет, что будет еще через двадцать?

Хочется надеяться, что мальчик повторит успех Дениса Мацуева. Маэстро вышел к публике лишь во втором отделении и исполнил с нашим оркестром 4-й фортепианный концерт Сергея Рахманинова.

С этим композитором у всемирно известного пианиста отношения особенные. Помните рекорд Мацуева: три фортепианных концерта Петра Чайковского за один вечер? Так вот, теперь он мечтает отыграть все концерты Рахманинова для фортепиано с оркестром, их у него четыре.

Фото Кати Христозовой

На фестивале в Тюмени Денис Мацуев не стал бить рекорды, зато привез новинку: 4-й фортепианный концерт, который еще не звучал на тюменской сцене. А в этом году у произведения юбилей: 90 лет с того момента, как его впервые сыграли. Это случилось в Филадельфии в 1927 году.

Рахманинов написал концерт в эмиграции. И после редактировал его больше, чем любой другой, он не давал Рахманинову покоя с 1928 по 1941 год. Хотя, по некоторым данным, Сергей Васильевич начал писать концерт еще в 1914 году.

Может, оттого эта музыка и полна метаний и сомнений? Где-то я слышала, что произведения позднего Рахманинова личнозависимы. Мне показалось, что так можно сказать о любой музыке. Но когда слушаешь 4-й концерт, то и правда думаешь только о Рахманинове, обо всем, что было в его судьбе, что ему довелось пережить.

И вот Мацуев играет в свойственной ему манере, закрыв глаза, высоко подняв брови, иногда шевеля губами, словно напевая. На него интересно смотреть, и в этом нет ничего удивительного — ведь он в какой-то степени актер. Точнее, артист со сценическим образом.

17 декабря

На сцене — камерный оркестр «Виртуозы Москвы» исполняет произведения Амадея Вольфганга Моцарта. Концерт без дирижера.

Любопытно сразу после Тюменского филармонического оркестра посмотреть на «Виртуозов Москвы». Этот коллектив старше, опытнее и известнее нашего. Разницу в уровне исполнительского мастерства, вероятно, определят только музыканты или обладатели абсолютного слуха. Но лично я разницы не замечаю и с удовольствием слушаю оба оркестра.

Мацуев в этот день вышел в первом отделении, правда, не сразу, а после того, как «Виртуозы Москвы» исполнили «Дивертисмент» Моцарта. У народного артиста уже совсем другое выражение — веселое, смеющееся, как и музыка Моцарта.

Говоря о лицах, нельзя не сказать о прекрасной скрипачке Александре Конуновой. Она приезжает к нам не впервые и каждый раз привлекает публику не только своей игрой, но и поведением на сцене. Она любит наладить зрительный контакт с музыкантами и со слушателями в зале. Она флиртует, хитрит, даже немного хулиганит — и все это взглядами, мимикой. И не может удержаться, начинает пританцовывать, заражая своим энтузиазмом зал. Мы смотрим на нее и улыбаемся.

С еще одной приглашенной звездой, Александром Митинским (альт) Александра сыграла концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор. Солисты сплетаются в диалоге, как лед и пламя. Лиричный и неторопливый Митинский — яркая и энергичная Конунова. За их музыкальными фразами можно следить бесконечно.

Фото Кати Христозовой

18 декабря

День, когда пришлось попрощаться. Но перед этим в программе — классика джаза и джазовые импровизации. Скажем так: по нашим заявкам. В Тюмени очень любят джазовую музыку и то, как Мацуев играет ее. Так что этого концерта публика ждала особенно сильно.

Маэстро пригласил известных (в том числе и нам) музыкантов: валторниста Аркадия Шилклопера, контрабасиста Андрея Иванова и ударника Александра Зингера. Кроме того, в концерте приняли участие победители «Синей птицы» — Катя Филимонова (ударные) и Софья Тюрина (саксофон).

Жаль расставаться с музыкальным фестивалем Дениса Мацуева! Хочется верить, что и музыканты отлично провели время. По крайней мере, Денис Мацуев говорит, что с удовольствием приезжает в Тюмень и в такие города, как Омск, Новосибирск, Иркутск, где его всегда ждет публика. Совсем не такая, как в Америке, Китае, Японии и в других странах, где гастролировал маэстро.

Нашу публику Денис Мацуев считает удивительной, а тюменский фестиваль сравнивает со встречей с близкими и родными людьми. Тогда — до новых встреч!

***
фото: Денис Мацуев и Тюменский филармонический оркестр в первый день фестиваля ;На каждом из трех концертов был аншлаг ;Елисей Мысин за кулисами в ожидании выхода на сцену.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта