О любви к морским гадам
Форма воды. Режиссер Гильермо дель Торо. США. В главных ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Октавия Спенсер, Ричард Дженкинс и Даг Джонс.
Мексиканский кинорежиссер и сценарист Гильермо дель Торо знаменит любовью к монстрам. По его словам, в детстве он попал на показ фильма «Франкенштейн» с британским актером Борисом Карлоффом и, вместо испуга, ощутил, что существо, которое все вокруг считали чудовищем, чисто душой.
К мысли, что монстров надо понять, дель Торо подводит зрителей всю свою карьеру: например, в фильмах «Хеллбой» и «Хеллбой: Золотая армия» монстры выглядят более человечными, чем окружающие их люди. Антагонист этих фильмов принц эльфов Нуада даже произносит прочувствованную речь, мол, человечество почти истребило волшебных тварей, желание отомстить — естественно.
И все же, до сих пор волей голливудских продюсеров Гильермо дель Торо приходилось делать своих монстров отрицательными персонажами, которых герои побеждают.
Но в «Форме воды» все не так. Америка 60-х годов. Разгар Холодной войны. Мастер визуализации, дель Торо рисует мрачные лаборатории, где ученые под контролем военных ведут непонятные исследования. Вот, поймали антропоморфную двоякодышащую амфибию. Хотят использовать в космической программе. Методы, прямо скажем, для этого выбраны странные: в основном рыбочеловека бьют током, морят голодом и подолгу держат вне воды, дожидаясь, когда он начнет задыхаться.
Хотя пленник, очевидно, разумен (или, как минимум, полуразумен), попыток наладить контакт не делает никто, кроме немой уборщицы (Салли Хокинс), разглядевшей в монстре чудо природы. Впрочем, дель Торо объясняет: это 60-е, здесь белые мужчины держат за людей только других белых мужчин. Чернокожих, женщин и инвалидов воспринимают как мебель до такой степени, что обсуждают при них военные тайны. А если так относятся к себе подобным, рыбочеловеку можно и не надеться на понимание.
Прознав, что водяного хотят препарировать, как обычную рыбину, уборщица Элайза выкрадывает его. Eй помогает русский шпион Дмитрий, скрывающийся под личиной американского ученого.
Россиянам сюжет может напомнить советский фильм про человека-амфибию: девушка влюбляются в юношу, который не может подолгу находиться вне воды, и спасает его от жадных, глупых людей, желающих использовать чудо в своих целях. Но это только на первый взгляд.
Гуттиэре была красавицей и пользовалась всеобщей любовью. А Ихтиандр, хоть и дышал под водой, родился все-таки человеком. Оба они искали способ жить счастливо в ЭТОМ мире.
Элайза же дурнушка, да еще и немая. Всех друзей — болтушка-негритянка, работающая в той же лаборатории (Октавия Спенсер) и престарелый сосед, художник-неудачник (Ричард Дженкинс). При этом Элайза, в отличие от Гуттиэре, не выглядит образцом скромности: фильм не зря имеет возрастное ограничение 18+. Ихтиандр дель Торо тоже имеет мало общего с нашим — он, конечно, не рыба, но и не человек. Он предстает то зверем, который съел домашнюю кошку, то богом, способным вернуть к жизни тяжелораненого.
И Элайзу он привлекает именно тем, что подчеркнуто «не местный». Она не хочет жить в мире людей, который был жесток к ней, даже если этот мир изменится. Она хочет уйти вместе с тем, кто так на нее похож — открывает рот, но не издает ни звука. И для кого ее неполноценность — самая естественная вещь в мире этих странных говорящих существ.
Вопреки ожидаемой трагичной развязке — так и будет.
«Форма воды» — фильм с великолепной визуальной составляющей. Свет, словно прошедший сквозь зеленоватую толщу воды. Сам монстр, блестяще сыгранный Дагом Джонсом. Это актер, знаменитый ролями нечеловеческих существ, требующими много грима и сложных костюмов. Злодей — отталкивающий, но не картонный. И хотя сам сюжет с русскими шпионами и злыми гениями от науки отдает клюквой, общей атмосфере это не вредит. Скорее, делает ее гротескной, еще больше оттеняющей драматическую составляющую.
Не зря в числе престижных премий, полученных Гильермо дель Торо за «Форму воды», есть «Золотой лев» Венецианского фестиваля, который фантастическим лентам доставался считанные разы. А на Оскар фильм номинируют 13 раз — больше, чем любую другую ленту в этом году.