Осваивая новое пространство
Возможность запечатлеть себя не только в фас или профиль, но и в 3Dобъеме — такие технологии приходят на смену обычной фотографии.
Владислав Кудин 25 лет работал в сфере телекоммуникаций, он — потомственный связист, и отец его, и дед были связистами. Каждый постигал эту профессию на том уровне, на котором развивались технологии. За половину XX века они изменились не так существенно, разве что объемы прокладки кабелей телефонной связи выросли в разы — стационарный телефон из услуги для избранных стал нормой жизни. И только в начале 2000-х проводную телефонию стала вытеснять сотовая. Владислав Олегович ставил вышки для операторов сотовой связи, занимался прокладкой оптико-волоконных линий. Но недавно понял, что и эти технологии скоро станут вчерашним днем. Пришла пора осваивать что-то новое.
— Eсли бы не сын-девятиклассник, я бы еще долго определялся, — говорит Владислав Олегович. — А у него время не ждет — надо выбирать профессию. Какую? Чему учиться сейчас, чтобы и династию продолжить, и в век цифровых технологий не оказаться в отстающих?
Ответ был однозначным — 3Dтехнологиям. Вначале хотели купить 3D-принтер, но оказалось, что эта технология, вроде бы, всего пару лет назад появившаяся в городе, уже настолько захватила тюменский рынок, что среди конкурентов — не протолкнуться. А Кудиным хотелось найти что-то свое, быть первыми — и они решили освоить технологию 3D-сканирования. В сентябре прошлого года купили соответствующее оборудование, программное обеспечение и зарегистрировали компанию «Skany».
Технический прогресс — конечно, хорошо, но его надо адаптировать к обычной жизни. Главный вопрос, который требовалось решить: «Где применимы такие технологии?» — Что далеко ходить — начал с себя, — рассказывает Владислав Олегович. — Подумал: «Как было бы здорово разрабатывать трехмерные модели для индивидуального пошива обуви!» У людей нестандартных габаритов — большая проблема подобрать обувь по ноге. Снимать мерки сантиметром и шить ботинки или сапоги по лекалам — вчерашний день. Да и точность таких измерений условная. Все особенности ноги она не учитывает.
Быстро нашлись и первые клиенты. К ним обратилась молодая женщина, которая в результате ДТП получила серьезную травму обеих ног, косточки ступней деформировались, а носить все время ортопедическую обувь не хотелось. На 3D-сканере сделали компьютерную модель для изготовления обувных колодок. К сожалению, в России не удалось найти обувное предприятие, которое работает с такими технологиями, а вот в Италии они — обычная практика. Только с одним минусом — стоимость такой пары пока раза в два-три выше среднестатистической.
Как вообще работают 3D-сканеры и как выглядят? Внешне — это небольшой прибор, по форме напоминающий утюг, хотя начинка в нем другая. В конструкции 3Dсканеров применяется технология структурированной подсветки. Проекция света ложится на сканируемый объект, и многочисленные параллельные лучи образуют сеточку, на которой отображается мельчайшее искривление поверхности. Из этой картинки с помощью специальной компьютерной программы и строится трехмерная цифровая модель. 3D-сканеры можно применять и для пошива индивидуальных моделей одежды. Для людей с нетипичными фигурами — тоже актуально. Для России это пока космические технологии, но пройдет лет десять, уверен Кудин, и они тоже станут обычными. У них есть уже два подобных клиента. Одна заказчица шьет сама, ей был необходим лишь персональный манекен, а другой — компьютерная модель, которую она потом отправила портному в Нью-Йорк.
Первыми в Тюмени 3D-сканирование стали применять стоматологи. Оценили, что в этом случае не нужны ни слепки, ни временные коронки при протезировании, а точность моделей несравнима с той, что выдает техник, работающий вручную. Кроме того, в российском здравоохранении есть уже практика изготовления индивидуальных протезов после травм, ортопедических аппаратов и послеоперационных масок для пластической и челюстно-лицевой хирургии.
Бездна возможностей и в промышленности: с помощью 3D-сканера и 3D-принтера можно напечатать любую деталь или запчасть. А недавно в компанию Кудина обратился лодочник, попросил отсканировать днище любимой, но развалившейся лодки. Таких сейчас не делают. Он бы и сам за дело взялся, но необходима точная модель. А воссоздав ее, решил возродить в Тюмени лодочное производство.
— Интересный проект родился в сотрудничестве с мастерской Шитовых, — рассказывает Владислав Кудин. — Тюменской деревянной резьбе нет аналогов в мире. Eе надо сохранить для будущих поколений. Деревянные дома неизбежно разрушаются, некоторым уже около 200 лет. 3Dтехнологии дают новые возможности для реставрации. В будущем они станут основным методом оцифровки музейных коллекций.
Перспектив у 3D-технологий столько, что не перечислить, а вот специалистов пока наперечет. Они должны обладать хорошим пространственным мышлением, базовыми чертежными и компьютерными навыками, при этом быть обувщиками, портными, плотниками, столярами, искусствоведами. Эти технологии ждут специалистов рабочих профессий в новом формате.
***
фото: Экспонат компании «Skany» на выставке «Тюменская марка» ;Владислав Кудин.