Новое лицо Михаила Пришвина
Eсли б только знал Константин Паустовский, как подвел Пришвина, назвав его «певцом русской природы»!
Это обозначение, должное быть лестным, преподаватели литературы повторяли так часто, что оно приклеилось к Михаилу Михайловичу намертво и. заблокировало ему доступ в головы и сердца школьников.
Вспомните, в вашем классе много было ребят, которым нравился этот писатель? Вряд ли. Среди старшеклассников обязательно находятся преданные фанаты Булгакова и Маяковского, встречаются ценители трепетности Бунина, темной философии Достоевского или даже стихов Eсенина — последние, впрочем, обычно опускают любовь к березкам, сосредотачиваясь на кабацком периоде. Но о Пришвине как о любимом писателе, не говорит почти ни один школьник, за редкими исключениями, вероятно, наделенными особой способностью видеть мир. Той же, которой обладал и сам Михаил Михайлович.
В целом же совершенно непонятно, отчего столь тонкое чувство, как любовь к природе, доступное далеко не всем взрослым, считается чем-то само собой разумеющимся для детей.
Малышей в начальной школе знакомят с Михаилом Пришвиным по рассказу «Лисичкин хлеб»: помните, там отец-охотник возвращается из леса и рассказывает маленькой дочке о зверях и птицах, ягодах и травах. Все это — тем самым «причудливым пришвинским языком». Вот только восьмилетки языковой красы еще не разумеют. Да и из рассказанного героем хорошо если запомнят, кто такой рябчик.
В дальнейшем педагоги еще не раз предложат детям прочесть произведения Пришвина. Но заострять внимание продолжат не на том, что могло бы быть интересно школьникам. В большинстве случаев класс даже не поймет, что за описанием паутинок, трепещущих на ветру, и капель росы, в которых отражается солнечный свет, скрывается особая жизненная философия, свойственная этому почти незнакомому нам писателю.
Тюмень — город Пришвина
В школе N 70 открылась экспозиция фотографий, сделанных Михаилом Пришвиным — он чрезвычайно любил фотосъемку, в кадр попадали и люди, и звери, и красивые пейзажи. Выбирала снимки из двух тысяч сохранившихся негативов Яна Гришина, сотрудник дома-музея Михаила Пришвина в Дунино и хранитель тайных дневников писателя. Она специально приехала в Тюмень на открытие выставки, провела экскурсию и прочитала лекции.
Как говорит директор школы N 70 Лидия Русакова, теперь в Тюмени есть форпост пришвинского дома-музея. Экспозиции станут время от времени менять.
Кстати, даже среди коренных тюменцев, оказывается, немало тех, кто понятия не имел, что Пришвин жил и учился в нашем городе. Местным был его дядя по матери, купец Иван Игнатов. А в здании Александровского реального училища на улице Республики, 7 Михаил Михайлович когда-то сидел за партой. И, возможно, поглядывал в окно: из тайных дневников следует, что Пришвин очень любил глядеть в окно, каждый раз обнаруживая что-то новое за отодвинутой шторой.
Но обитатели школы N 70 видят свою связь с писателем еще и вот в чем:
— В 90-х годах, когда я была просто учителем, мы с детьми читали рассказы Пришвина, как все, не понимая их многомерности, — рассказывает Лидия Русакова. — Но пришвиновед госуниверситета Наталья Дворцова научила нас по-настоящему читать Пришвина. В его книгах я нашла идеи, в конце концов позволившие создать нашу школу — школу сотворчества. Именно читая Пришвина, я поняла, что школа должна быть свободной, распахнутой навстречу миру. Должна радовать детей событиями, приключениями, путешествиями. Это особая связь, и, надеюсь, экспозиция, открытая к 145-летию писателя, поможет нашим ученикам почувствовать ее. .Школьники, в момент открытия выставки крутившиеся неподалеку, разочарованно разбрелись по классам, как только прозвенел звонок. Но на перемене вновь собрались у стены, увешенной фотографиями и расписанной цитатами. Прислушавшись к ним, можно было обнаружить, что они, если еще и не доросли до писательского таланта Михаила Михайловича, то как фотографом им восхищаются. Например, один парнишка с непосредственностью объяснял товарищу, что сам пытался снимать в лесу паутинку на мобильник, и это оказалось очень-очень сложно! А той, старой техникой. Вообще!
Не природой единой
Выслушать лекцию Яны Гришиной пригласили в основном преподавателей, школьников почти не было. Но учителя и сами смогут донести до детей иной образ Пришвина, как только взглянут на писателя с точки зрения тайных дневников: 120 тетрадей, в которые он записывал мысли без малого полвека. Именно дневники Пришвин считал своим самым главным произведением. И, по словам Яны Зиновьевны, на их страницах предстает совсем другой Пришвин.
Он, конечно, все еще «певец природы» — дневники полны описаний тех мест, где он бывал, зверей и птиц, которых встречал. Но в них также живет человек, видевший революцию, две мировые войны и полный крах всего, что было незыблемым в его детстве. Он критично высказывается о большевиках, горько иронизирует над тем, что людей лишили индивидуальности и личной собственности, но не теряет оптимизма: «Россия — бесформенность, хаос и все-таки лик. Вот-вот потонем. Но плот все плывет».
Пишет Пришвин и о том, как часто подвергались цензуре его произведения, в которых, в общем-то, не было ничего, порицающего советскую власть. Например, в 40-х годах цикл рассказов «Лесная капель» не взяли в публикацию, потому что он показался слишком «беленьким и чистеньким», ведь война кругом, не до радости. А цикл «Рассказы о ленинградских детях» зарубили из-за того, что «нельзя в Англии знать, что в советском социалистическом государстве водятся воры». Порой рассказы и повести не допускали до печати и вовсе без объяснений. Цензоры, похоже, чувствовали, что за богатыми описаниями природы скрываются философские мысли о свободе и том, что жизнь — больше искусства, политики или религии. Что жизнями нельзя распоряжаться просто так, для достижения некоей «великой» цели.
— Пришвин, наверное, никогда не будет модным, — говорит Яна Гришина. — Он писатель не для всех. И при этом — для каждого. Для каждого, кто даст себе труд вникнуть и понять. Eго дневники позволили нам всем иначе взглянуть на знакомые прежде произведения. Под новым углом. Возможно, экспозиция в школе тоже станет толчком для кого-то из ребят — перечитать Пришвина заново.
***
фото: Экспозиция вызывает интерес ;Яна Гришина ;На фотографиях — природа глазами Пришвина ;Фото «Неодетая весна» ;Первая экскурсия для взрослых и школьников ;Лидия Русакова.