Шесть Оскаров Мартина Макдонаха
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Великобритания, 2018 год. Режиссер Мартин Макдонах. В главных ролях: Френсис Макдорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж.
Английский режиссер Мартин Макдонах известен своим фильмом «Залечь на дно в Брюгге» — трагикомедией о парочке киллеров, в которых проснулась совесть. Лента, с одной стороны, имеет много ненавистников, считающих ее бездарной, с другой — попала в рейтинг IMDb «250 лучших фильмов».
Вероятно, Мартин Макдонах решил и дальше формировать образ «неоднозначного режиссера». Eго новая работа «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» вызывает столь же противоречивые чувства.
Трейлер, когда его показали в кинотеатрах, изрядно подогрел интерес публики к ленте: звездный пул актеров, интересная завязка сюжета и черный юмор — что еще нужно для хорошей трагикомедии в духе Макдонаха?
Главная героиня, сыгранная актрисой кино и театра Френсис Макдорманд, трагически теряет дочь — на заброшенном шоссе недалеко от вымышленного городка Эббинг девушку жестоко насилуют и сжигают тело. Но проходит восемь месяцев, и горюющая мать видит, что полицейское расследование не сдвинулось с мертвой точки. Нет даже подозреваемого. Тогда она арендует три давно пустующих билборда вдоль дороги, на которой нашли тело дочери. И пишет на них довольно грубый призыв к действию, обращенный к шерифу, сыгранному Вуди Харрельсоном. Вот только шериф смертельно болен, и все население крошечного городка Эббинг об этом знает — соседи разделяются в зависимости от того, кому именно они сочувствуют. И большинство оказывается не на стороне героини Макдорманд.
Из этой завязки действительно могла бы получиться и драма, и черная комедия, тем более игра актеров — потрясающая, все они демонстрируют живые эмоции доведенных до крайности людей. Но.
Мартин Макдонах сплоховал и как сценарист, и как режиссер. История, какой бы гротескной ее ни задумал автор, должна иметь связный сюжет. А персонажи должны оставаться последовательными в своем развитии, даже если их «крыша» медленно «съезжает». Но в «Трех билбордах.» как только вам начинает казаться, что вы разобрались в мотивации того или иного героя, тот выкидывает нечто, что совершенно не вяжется с образом. И вы хватаетесь за голову, выкрикивая: «Нет же! С чего бы ему поступать именно так?» А потом просто сидите и ощущаете, как еще недавно живой, объемный герой превращается в картонного, полностью теряя реалистичность.
Отдельно надо отметить лишние сюжетные линии. Подруга главной героини попадает в кадр трижды, каждый раз занимая по десять-двадцать секунд экранного времени. Кроме того, что она — подруга, мы не знаем о ней ничего. Она никак не помогает двигать сюжет. Так же, как герои Питера Динклэйджа и Калеба Лэндри Джонса, чьи поступки либо ничем не мотивированы, либо просто не нужны. Зато эти трое изображают представителей особых групп людей — чернокожую женщину, карлика и гея. Такое ощущение, что они были нужны в фильме лишь как входной билет для номинации на «Оскар». Кстати, сработало — «Три билборда.» получил шесть номинаций, в том числе Френсис Макдорманд претендует на звание исполнительницы лучшей женской роли, Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл — лучшей мужской роли. Действительно, они все — отлично играют. Не поспоришь. Но от негативного впечатления это фильм не спасает.
Ближе к развязке главный плохиш без внятных причин попытается стать хорошим мальчиком и раскрыть преступление. Не выйдет. Это, если что, не спойлер — в фильме вы все равно не найдете ни одного ответа на вопросы, которые возникнут при просмотре, так что и спойлерить нечего.
Непонятным останется и то, почему главная героиня, внезапно бросив добиваться справедливости, едет с плохишом, чтобы застрелить мужика, в смерти ее дочери очевидно невиновного. Или не застрелить. Они решат по дороге.
Вероятно, концовка задумывалась открытой. Но выглядит, как и многое другое в фильме, просто брошенной. Как к такому относиться — решайте сами. Один раз посмотреть «Три билборда.» можно — просто чтобы составить собственное мнение.