Фейк: зачем они это делают?
В выходные тюменцы нашли в социальных сетях скан некоего документа, выдаваемого за «приказ департамента образования о продлении карантина для школьников до 1 марта».
Вероятно, неизвестные, запустившие обманку, рассчитывали, что родители, сидящие в соцсетях с телефонов, не станут тратить время, рассматривая крохотный шрифт. А просто сделают репост и примутся дальше листать новостную ленту.
Так и вышло! Поддельный документ набрал тысячи лайков и широко распространился, хотя местные СМИ и представители городского департамента образования быстро озвучили опровержение.
.Фейк — так на интернет-жаргоне называют ложную информацию. Отдельное слово для лжи в сети было придумано не зря — обманом она просто кишит. И полбеды, если вранье касается какой-нибудь телезвезды, расставшейся с очередным бойфрендом, — публичные люди заранее смиряются с тем, что про них будут писать глупости.
Но порой фейки специально делают пугающими, желая сыграть на эмоциях пользователей. Эти истории запускают в соцсети каждый год: парацетамол с «ядовитой проволокой» внутри, зараженные «неизвестным вирусом» мандарины, земляничные конфеты «с героином», «отравленное ящуром» молоко, «зараженные СПИДом» бананы и т.д.
В каждом из этих сообщений градус истерии зашкаливает: «21 ребенок умер от передозировки», «скончались 12 детей от 3 до 12 лет», «распространите информацию, даже если ваши дети не учатся в школе», «это сообщение может спасти жизни».
Психологам давно известно, что родители, которые тревожатся за детей, начинают менее критично воспринимать реальность и видеть опасность даже там, где ее нет. Никто из нажимающих на кнопку «репост» и распространяющих обман не желает окружающим зла. Наоборот, наивные пользователи считают, что предупреждают об опасности.
Этим и пользуются авторы фей-ков — чем больше лайков и репостов получит какая-то запись в паблике, тем более популярным он станет. И значит, тем дороже в нем можно продать рекламу. А насколько раскрученная информация правдива — рекламодателей обычно не волнует. Главное, что посты, вызывающие эмоции, привлекают людей. И не важно, станет ли «двигателем торговли» страх перед опасным детским лекарством или жалость к «служебным овчаркам, которых усыпят, если не найти им дом».
— К нам время от времени обращаются горожане, желающие подтвердить или опровергнуть информацию, которую они нашли в социальных сетях, — говорит Александра Малыгина, пресс-секретарь областного департамента здравоохранения. — Порой доходит до смешного! Одни и те же люди пугаются одних и тех же фейков несколько лет подряд, хотя даже тексты сообщений о страшной напасти идентичны. Например, в прошлом году «выстрелил» фейк про мандарины — он старый, но почему-то было много поверивших. Нам звонили даже из Башкирии. Каждый год в сезон гриппа реакцию вызывает фейк про «отравленную американскую вакцину», которую, якобы, завезли в Тюмень — «вот сейчас грузовики разгрузят и начнут детям колоть». Популярен еще обман о переполненной инфекционной больнице, где «даже в коридорах места не осталось». Конечно, хотелось бы, чтоб жители Тюмени и области критичней относились к тому, о чем читают в социальных сетях, проверяли информацию сами или звонили нам.
Кстати, даже неспециалист без труда заметит, что большинство интернет-страшилок построены по определенному типу. Первое — опасная болезнь или ядовитое вещество. Неважно, что это — сибирская язва в стиральном порошке, толченое стекло в прививках или африканская чума свиней в вегетарианском картофельном салате. Главное, чтобы звучало! Второе — жертвы, желательно детские и побольше. Взрослые склонны пренебрегать своим здоровьем, но не здоровьем малышей. Третье — как можно меньше конкретики. Вы обычно не встретите в фейковых сообщениях ссылок на официальные органы вроде Роспотребнадзора или хотя бы на руководство какой-нибудь конкретной больницы. Там или личный опыт анонима, который «своими глазами видел», или обобщенное «родители паникуют», «врачи скрывают». И четвертое — общая неадекватность. Серьезно, «отравленная проволока» в таблетке? Злодеи в фильмах про Джеймса Бонда не могут похвастаться таким креативом!
В общем, мыслите критично. Не дайте хитрецам нажиться на чужой наивности.