Как принять ситуацию и двигаться дальше
Представьте, что вы собрались в путешествие в Италию. Заранее все спланировали, собрали чемоданы, купили билеты, не опоздали на рейс — и вдруг приземлились не в Италии, а в Нидерландах.
Так начала свой рассказ о воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья Фирдаус Зарипова, педагог-психолог начальной школы-детского сада N 76. Она объяснила: поначалу нарушение планов вызовет негативные эмоции, но после вы обнаружите, что и в Нидерландах тоже интересно. Не так, как в Италии, по-своему.
То же и с детьми с ограниченными возможностями здоровья: часто они становятся для родителей сюрпризом, который поначалу вызывает огорчение, растерянность. Но стоит только принять ситуацию и начать двигаться дальше, как негативные эмоции уходят, сменяясь любовью. 70 мам, пришедших на встречу с педагогами-психологами в школу N 5, слушали выступление внимательно. Даже делали записи.
Тема примирения со сложной ситуацией стала лейтмотивом встречи, которую организаторы — сотрудники медицинского университета и информационно-методического центра — назвали мастер-классом «Я — мама».
Педагоги-психологи прочитали лекции и разошлись по школьным кабинетам, где принимали мам, желавших задать вопросы по конкретным темам. Так, в одной классной комнате специалисты давали советы будущим мамам, в другой — многодетным, в третьей — мамам непослушных детей…
— Кажется, мои дети подходят под все категории сразу, — смеется Ольга Сапега, пришедшая на встречу с годовалым сыном Романом. — Старший имеет дефекты речи, а младший непослушный, как и все дети. Я никогда раньше к психологам не обращалась. Интересно послушать, что мне посоветуют.
Врачи медвуза и сотрудники информационно-методического центра четвертый год подряд организуют встречи родителей со специалистами, способными помочь советом. В декабре обычно проводят конференции по психофизиологическому здоровью детей и подростков. А после — две встречи. В среду как раз и была первая. На вторую позовут отцов.
— В этом году мы намеренно сделали так, что с родителями встречаются не врачи, а педагоги-психологи, — рассказывает Наталья Ларькина, доцент кафедры нормальной физиологии ТюмГМУ. — Большинство мам и пап просто не знают, что в городе есть целая армия компетентных специалистов такого профиля.
В медвузе считают, что просвещение — самый действенный способ оказания психологической помощи. И главный его инструмент — изменение отношения к проблемной ситуации.
— Действительно, когда я узнала, что мой сын родился с частичным нарушением слуха, то очень расстроилась, — делится мама троих детей Eлена Перминова. — Долго задавалась вопросом: ну почему именно мой ребенок? Но постепенно приняла это как данность. И стало гораздо легче. Вернулась радость жизни.
А это очень важно, ведь от того, насколько счастлива и довольна будет женщина, зависит, насколько счастливым вырастет ребенок. Наталья Ларькина говорит: важно помнить, что материнская любовь, принятие и забота — лучшая среда для воспитания ребенка, которую только можно создать. А специалисты в сфере образования и медицины — помогут.
***
фото: Ольга Сапега и ее сын Роман.