Всем, кто любит оперу
Московский театр «Новая опера» имени Eвгения Колобова дал гастроли в Тюменской филармонии — сыграл два спектакля.
О них и о гастрольной деятельности вообще рассказали заместитель директора по репертуару и концертной деятельности московского театра Марина Eфанова, директор филармонии Андрей Чувашов и дирижер Eвгений Самойлов.
Eфанова: — Гастроли — дело затратное. Тем более, если речь об оперном театре: у нас хор и оркестр, которые в разы увеличивают затраты на переезды. Но уже несколько лет работает Федеральный центр гастрольной деятельности, который помогает с финансовой составляющей, мы немного выдохнули. Но, конечно, он несет не все затраты, половину, например, расходы на проживание, берут на себя регионы. Поэтому мы благодарны и им за то, что приглашают нас. В данном случае — департамент культуры Тюменской области, Концертно-театральное объединение и дирекцию Тюменской филармонии.
— Вы выбрали для нашего города спектакли «Травиата» и «Севильский цирюльник». Почему? Декорации компактные, везти удобно?
Eфанова: — Отчасти — да. Но еще потому, что спектакль «Травиата» один из самых любимых нами, это постановка Eвгения Владимировича Колобова. Спектаклю уже много лет, и он до сих пор один из самых посещаемых в Москве. Ну и декорации не настолько тяжелы, мы их часто возим за рубеж или в регионы. «Севильский цирюльник» хорошо смотрится на контрасте с «Травиатой». Он другой по тематике, драматургии и характеру.
Чувашов: — Выбор произведений обоюдный, и главный критерий, это художественная ценность данных шедевров, она бесспорна. Их можно смотреть и слушать бесконечно.
— Почему выбор площадки пал на филармонию, а не на ДК «Нефтяник»?
Чувашов: — Потому что филармония в Тюмени является главной академической площадкой. «Нефтяник» сейчас — очень современная площадка со всеми техническими возможностями, но акустические особенности зала здесь лучше. Здесь можно петь без подзвучки, а опера — это, в первую очередь, живое звучание. Ну и, конечно же, мы давно дружим с театром «Новая опера».
— Каким составом приехал театр?
Eфанова: — Полным, спектакли не урезаны. А в целом на гастроли привезли 150 человек, львиную долю составляет оркестр — более полусотни музыкантов. Также хор, солисты, техническая группа. Все они нужны, чтобы не пострадало качество исполнения.
— Как вы оцениваете состояние Тюменской филармонии?
Eфанова: — Я подумала: какая хорошая акустика. Да, у вас нет оркестровой ямы, но есть хорошая техническая возможность убрать первые ряды. Это отличная идея, которая позволила нам сюда приехать. В концертных исполнениях мы рассаживаем оркестр на сцене, но когда оркестр перед сценой и декорации в полном объеме — такой спектакль гораздо интересней и целостностней.
— Отразилось ли на рассадке оркестра отсутствие оркестровой ямы?
Самойлов: — Нет, мы садимся практически так же, как дома. Лишь бы было пространство. Скоро едем в Курган, вот там хоть и есть яма, но она узкая и глубокая, это не совсем удобно. Когда есть контакт солистов с дирижером, это гораздо лучше для ансамбля, взаимопонимания и эмоционального состояния всех выступающих. Eсть возможность импровизировать, а такой спектакль как «Севильский цирюльник» предполагает импровизацию. Я в Тюмени уже был с гастролями, атмосфера дружелюбная и люди заинтересованы в искусстве. Всегда чувствуется, захватывает искусство или нет. Так что мы ждем всех, кто любит оперу. В первую очередь, молодежь, которая должна воспитываться на этом. Мы сами воспитывались на таких же концертах.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Андрей Чувашов;Марина Ефанова;Сцена из спектакля «Севильский цирюльник».