По месту преступления, как по минному полю
В среду на учебном полигоне ТВВИКУ близ Андреевского озера инсценировали происшествия, которые, как надеются участники инсценировки, никогда не произойдут в нашем регионе взаправду.
Бойцы Росгвардии, применив оружие, задержали условного террориста, якобы пытавшегося заехать на автомобиле в город. Вот фабула первого происшествия. А по второй легенде в автомобиле находилось взрывное устройство, которое детонировало. И после взрыва место происшествия необходимо обследовать следователям регионального управления СКР.
Собственно для специалистов Следственного комитета России и устроили весь этот переполох, который стал частью ежегодной учебнопрактической конференции. В этот раз следователи отрабатывали взаимодействие с сотрудниками Рос-гвардии, полиции и военными инженерами — при работе на месте задержания предполагаемых террористов и на месте взрыва, где одни должны были обеспечить безопасность, а другие найти улики.
Увидеть то, что скрыто
— И много чего можно найти на месте взрыва? — спросили журналисты следователей.
— Все, что необходимо для расследования: как минимум, фрагменты взрывного устройства, которые позволят определить, из чего и, возможно, где оно было изготовлено. А также биологические следы и предметы, которые могут указать на личность преступника, — ответили следователи. — Главное, правильно искать.
Это и есть ключевой момент конференции, ориентированной, в первую очередь, на молодых специалистов СКР, которые работают в структуре первый год. Да, они имеют профильное образование и уже приняли участие в расследовании не одного уголовного дела, так что набрались определенного опыта. Однако в практическую часть конференции организаторы всегда стараются включить особо сложные случаи, с которыми большинство начинающих сыщиков еще не сталкивались. Но должны быть к ним готовы, иначе…
— Никогда не подходите к месту взрыва раньше взрывотехников! — обращается сотрудник Росгвардии в шлеме и бронежилете к следователям, обступившим разбитые «жигули». — Здесь может оставаться не сработавшее устройство, взрыв которого вы рискуете спровоцировать неосторожными действиями.
Так что первыми свою работу делают минеры, стараясь оставить после себя как можно меньше следов, не затоптать поле деятельности следователей.
— Сейчас у нас на вооружении немало специализированной техники, которую используют при осмотре места преступления и во время различных экспертиз, — рассказывает следователь-криминалист Станислав Песегов. — Например, источник света — он помогает найти биологические следы, которые сложно заметить невооруженным взглядом. Или прибор, позволяющий обнаружить скрытые видеокамеры.
Но несмотря на из года в год пополняющуюся техническую базу СКР, опытные криминалисты всегда советуют начинающим рассчитывать не на приборы, а на свою внимательность.
Не распространяться о том, что увидел
Это о деликатных подробностях уголовных дел, связанных с преступлениями против личности и половой неприкосновенности.
Пока молодые специалисты СКР под руководством старших чуть ли не по кусочкам разбирали учебные «жигули», мы побеседовали со следователем по особо важным делам Зоей Камушкиной, чей стаж работы уже более десяти лет. Eй поручают дела, вызвавшие широкий общественный резонанс. Их расследование — тоже своего рода минное поле, по которому следователю приходится ходить предельно аккуратно, дабы не навредить фигурантам уголовного дела.
— Помощь общественности неоценима, когда речь идет о поиске преступника. И в моей практике были такие случаи, когда именно граждане по ориентировкам находили подозреваемого и сообщали о его местонахождении, — рассказывает Зоя Камушкина. — Но, к сожалению, немало и случаев, когда люди распространяют недостоверную информацию — просто, чтобы привлечь к себе внимание в социальных сетях. И даже не думают, что проверка такой информации отнимает у следствия значительное время. А неприятные сплетни с вымышленными подробностями могут серьезно сказаться на потерпевших, которым и так нелегко.
Именно поэтому, говорит Зоя Камушкина, она старается как можно меньше распространяться об обстоятельствах преступлений, особенно, если они связаны с несовершеннолетними. Это только кажется, что, если в новости не названы имя с фамилией и школа, где учится пострадавший ребенок, то его невозможно идентифицировать. Всегда найдутся люди, которые узнают в скупом описании своего соседа или одноклассника и понесут весть о случившемся по всем сайтам. Кстати, могут еще и ошибиться, приплетя в историю совсем не имеющего к ней отношения человека. И испортив ему жизнь.
— Подробные обстоятельства дела нужны не для того, чтобы смаковать их в информационном пространстве, а чтобы раскрыть преступление и привлечь к ответственности виновных, — считает Зоя Камушкина.
Этим она, собственно, и занимается. Успешно. Открывая конференцию, руководитель регионального управления СКР Михаил Богинский вручил Зое Васильевне диплом «Лучший следователь отдела по расследованию особо важных дел» — она заняла первое место в этой номинации. А Станислава Песегова признали лучшим следователем-криминалистом по итогам прошлого года. Наградили и других следователей, добившихся успехов в работе.
Их пример — тоже урок для младших коллег, да и в принципе для подрастающего поколения. На конференцию в СКР приглашают также — послушать теорию и поучаствовать в практических занятиях — студентов института государства и права ТюмГУ, которые заняты в «Школе молодого следователя» при региональном управлении.
***
фото: На полигоне ТВВИКУ ;Зоя Камушкина.