Рок на духовых и струнных
Все-таки большая редкость, чтобы слушатели в концертном зале филармонии вскакивали с кресел, кричали и показывали «козу». Не потому, что академическая музыка не вызывает бури эмоций. Просто так вести себя не принято.
А вот на концерте, который вместе дали Тюменский филармонический оркестр и хевиметал-группа «Ария», такое — в самый раз. Так что программа «Классическая «Ария» получила восторженные отзывы зрителей, которым и музыка понравилась, и музыканты, и — отдельно — зрелище симфонического оркестра, исполняющего хеви-метал. Когда еще в следующий раз увидишь контрабасиста, готового, кажется, пуститься прыгать вместе с инструментом?
Впрочем, когда в 1999 году группа «Metallica» сыграла с симфоническим оркестром Сан-Франциско, это был культурный шок. А сейчас смешение стилей привлекает аудиторию и используется как маркетинговый ход. Но все-таки приятно, что и для музыкантов нашего оркестра, кажется, не существует никаких репертуарных рамок. Об этом мы и говорим с музыкантами Армине Назарян (виолончель), Даниилом Барановым (скрипка) и Константином Зерновым (контрабас).
Армине: — У меня уже был такой опыт. Eще в Eкатеринбурге, с группами «Scorpions» и «Смысловые галлюцинации». А в Тюмени мы участвовали в «трибьют-шоу Metallica». Но с творчеством «Арии» знакома мало, знаю только благодаря мужу, он любит русский рок. Но получила огромное удовольствие. Нас такие концерты очень отвлекают от рутины.
Даниил: — Сказать, что я поклонник «Арии», конечно, нельзя, но плакат у меня на стене висел, а когда я вырос, мама его сняла. Было здорово, когда вышли эти дедушки на сцену, столько эмоций было! Как будто я ребенок, который ждал в подарок особенную машинку и вот, наконец.
Константин: — Удачный концерт, все очень энергично, по-доброму, с хорошим дружеским драйвом сделано. Мы играли музыку, которая была, есть и будет популярна. И хорошо, что мы хотя бы такими качественными аранжировками доносим звучание симфонического оркестра до людей, которые не были с ним знакомы. Именно такие концерты очень нужны.
— Как проходили репетиции?
Армине: — Очень быстро. Во-первых, когда есть ритм — и так все понятно и ничего лишнего не нужно. А во-вторых, все гармонии совпадали с оркестром. Несложно было, мы с первой же репетиции сели и начали играть по выданным на месте партитурам. Eдинственное, что я заметила, — партии очень насыщенные. Но энергетика такова, что я даже не замечала во время выступления, что у меня устали руки. Только во время антракта поняла, что что-то с руками не то. А игралось хорошо.
Даниил: — Не очень сложная музыка. К тому же дирижер (Ульф Ваденбрандт из Швеции — E.Х.) знает репертуар и с ним удобно работать. И это очень хороший дирижер, несмотря на то, что он все время бегает по сцене, работает с залом. С нами он работал предельно четко, и это важный момент.
Константин: — Дирижер для своих пятидесяти лет очень драйвовый, это очень роднит нас — молодой оркестр и его. На все наши шалости он отвечал улыбкой, весельем и понимал нас, не было лингвистического порога, хотя многие ребята не владеют английским. Этот концерт стал для нас отдушиной.
Армине: — Кстати, дирижер отметил наш оркестр, сказал, что у нас лучший оркестр из тех, с кем он играл. Даже пост написал на Фейсбуке: «Тюмень, я тебя никогда не забуду».
— Что вы думаете о соединении классической и рок-музыки?
Армине: — Мне очень нравится такое направление. Все думают, что рок — это уличная музыка, а когда подключается симфонический оркестр, то статус у нее становится другим, музыка приобретает иной характер, более масштабный. Колоритнее становится, тембры прибавляются, не только гитары с ударными, а еще струнные и духовые.
— Ощущалось ли на сцене, что публика — не ваша?
Даниил: — Само собой, ощущалось. По-хорошему, нужно иметь другое здание для подобных концертов, где можно и потанцевать, и повеселиться.
Армине: — Надеемся, что публика будет приходить к нам на концерты не только на рок-музыку, но и на классические концерты. Главное, сделать первый шаг, а потом уже затянет.
ФОТО АВТОРА
***
фото: «Ария» в Тюмени;Концертмейстер группы виалончелей Армине Назарян.