X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Четыре «Т» Глеба Куценко

Он тренер по боксу и аспирант Института физической культуры ТюмГУ. Автор трех десятков печатных трудов, опубликованных в научных журналах и прозвучавших на конгрессах и конференциях. Научный подход к делу он применяет в тренировочном процессе.

Знакомьтесь, Глеб Куценко — победитель конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям — 2018» в номинации «Тренер-преподаватель».

Выходные? Не слышал

Глеб шесть лет трудится в СДЮСШОР N 3, и встречу нам назначает там же.

— А по-другому никак, сложно куда-то вырваться, — пожимает плечами, — у спортивных тренеров выходные бывают очень редко. В будни — тренировки, в выходные — соревнования. Мы стараемся сделать так, чтобы все наши воспитанники имели опыт выступлений на любом уровне: пусть даже на внутришкольных состязаниях. Только так можно расти.

Тренерам не позавидуешь. Их рабочий день не нормирован, а коллега Глеба четыре года вообще не ходил в отпуск. Но они сами выбрали этот путь и не жалуются.

— Чем я только ни занимался в детстве: и каратэ, и хоккеем, и другими игровыми видами спорта, — рассказывает Глеб. — В девять лет родители решили отдать меня в секцию бокса. Честно говоря, в детстве не умел отжиматься, приседать, не мог сделать элементарных упражнений. Но внутренний стержень определенно был. Я заставил себя тренироваться, хотя первое время испытывал большие трудности, будучи единственным новичком в группе. Впоследствии перерос тех ребят, с кем начинал. Сейчас горжусь, что не бросил бокс. Спасибо тренеру, который меня многому научил.

— Он часто уезжал на соревнования с ребятами, — вспоминает Глеб, — и мне приходилось его замещать, начиная с девятого класса. То есть, тренерский опыт получил еще до того, как поступил в институт. Но все равно первое время было тяжело. Ты вроде как сам еще ребенок, 18 лет, а на тебя уже смотрят 20 пар глаз. Поначалу было непривычно ощущать себя по другую сторону баррикад.

Галя Безбородова

— Начинающему педагогу трудно завоевать авторитет? Как построить учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики слушались? — задаю я актуальные для всех преподавателей и тренеров вопросы.

— У нас налажена дисциплина, на занятиях — тишина и порядок. Так было всегда. Мы сразу говорим детям, как они должны себя вести, что им нужно делать, чтобы стать успешными. Дисциплина, прежде всего. С нее все начинается. А вообще есть четыре «Т» успеха в боксе: труд, терпение, тренер и, в последнюю очередь, талант. Тех, кто может добиться успехов только за счет таланта, меньше процента. Остальные идут к победам через терпение и труд.

Гены решают все

У Глеба Куценко вся семья спортивная. Мама — преподаватель в Институте физкультуры, мастер спорта по фехтованию. Младший брат — чемпион мира по танцам. А жена выступает за сборную России по дзюдо. Видимо, шутит Глеб, генетически было предопределено, кем он станет. Занимался спортом и дедушка. Пусть и не достиг больших высот в фехтовании. Он был ярым болельщиком, любил смотреть спортивные трансляции, особенно биатлон. К сожалению, неожиданно ушел из жизни, незадолго до церемонии награждения победителей конкурса «Сердце отдаю детям — 2018».

— Я посвятил победу ему. Дедушка с нетерпением ждал подведения итогов и порадовался бы за меня, узнай о моем успехе… — вздыхает Глеб.

С теннисным мячом, но без ракеток

Я прошу Глеба рассказать о его рабочей программе, которую так высоко оценило жюри. — Она типовая, такая же, как у всех, но за одним исключением. Я разработал блок по развитию координационных способностей. Считаю, что работа над координацией в современном боксе недооценена. Ведь это не только сохранение равновесия, но и чувство ринга, чувство дистанции, чувство соперника, реакция на сигнал. Все эти факторы, в конечном счете, могут принести боксеру победу.

Самый благоприятный период для работы над развитием соответствующих способностей наступает у ребенка в 10-13 лет, говорит Глеб. Необходимо, чтобы к этому времени у детей была определенная база умений и навыков, а также хорошая физическая подготовка. По замыслам Глеба соответствующие упражнения юные спортсмены начинают выполнять в 12-летнем возрасте.

Галя Безбородова

И весьма интересные упражнения: прыжки через лежащую на полу скакалку. Ведение теннисного мяча. Принцип тот же, что и в баскетболе, но теннисный мяч, как вы понимаете, намного легче, поэтому его сложнее контролировать. Много внимания на тренировках уделяется работе в парах. Спортсмены перекидывают мяч друг другу, причем ловят его по очереди то правой, то левой рукой, а в короткой паузе проводят серию ударов. Или, например, упражнение на развитие реакции: один юноша роняет мяч на пол, а другой должен поймать его после того, как мяч ударится о пол один раз. Высший пилотаж — это когда кто-то шустрый поймает его на лету.

Eще на тренировках у Глеба Куценко в ходу упражнение на развитие реакции по методу Мухаммеда Али.

Галя Безбородова

— Ребята, теперь один из вас встает к стенке, второй бросает в него мячом, что есть мочи, работаем на инстинктах, — объясняет тренер. — Главная и единственная задача: увернуться от опасности.

Ни один наставник не работает по шаблону, объясняет он теперь уже мне. Свои фишки есть у каждого. Сейчас можно выполнять более интенсивные упражнения, потратив на них в три раза меньше времени, чем прежде. А эффект будет одинаковым. Например, его подопечным не приходится тратить несколько часов в тренажерном зале, они выполняют комплекс упражнений из кроссфита, который занимает всего час. Спортсмены становятся сильнее, выносливее, уходит лишний вес.

Наряду с научным и новаторским подходами к тренировкам важен еще и воспитательный момент. Спортивный тренер, как и учитель в средней школе — и педагог, и психолог.

— Мы хорошо знаем своих воспитанников, у кого какой тип темперамента, какой психотип личности, — рассуждает Глеб. — Все индивидуально. Индивидуально нужно подходить и к распределению заданий. Нельзя заставить всех сделать 100 отжиманий. Кому-то этого будет недостаточно, а для кого-то и 20 повторений — рекорд. Так что один человек будет расти, сделав 30 подходов, другой даже не заметит подобной нагрузки. В нашей работе нужно учитывать особенности каждого спортсмена.

В завершении беседы Глеб Куценко отметил, что победа в конкурсе — командная работа. Это заслуга всего коллектива СДЮСШОР N 3: учеников, их родителей, коллег наставника, а также директора школы Антона Романова.

***
фото: Попробуй, увернись ;Глеб Куценко ;Ловля теннисного мяча ;Альтернативное упражнение со скакалкой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта