Четыре минуты как предвкушение фильма
«Тобол» вернулся через считанные месяцы после окончания съемок, напомнил о себе — хотя мы о нем и не забывали.
.Но, признаюсь, я не узнал один из дощаников, увиденных на туринской воде в один из весенних дней 2017-го. Тогда оба судна, стилизованных под петровскую эпоху, были «временными узниками», накрепко притороченными к борту буксира для транспортировки в Тобольск.
Сейчас дощаник от тюменского умельца Алексея Нелюбина и его друзей водружен на маленький пьедестал. Наглядная, рельефная, оригинальная реклама будущего фильма — вкупе с пятью огромными желтыми буквами, в чьем рисунке чувствуется этакий плотницкий шарм, — «Тобол».
Теперь тут фотографируются прохожие. Мальчишки исследуют мортиры, которые знакомы им куда меньше гаубиц или иных орудий. Мортиры отстреляли все, что положено им по сюжету, но. Не рановато ли называть их музейными экспонатами? Вдруг да еще будут востребованы для нового кинопроекта? . В пятницу, 23 марта, в музее говорили о кино. Продюсер фильма Олег Урушев назвал дату тюменской премьеры — 21 ноября 2018 года (подробнее, где и как стартует «полный метр», т.е. фильм режиссера Игоря Зайцева, предназначенный для кинотеатров, — на стр. 1).
Пока нас буквально раздразнили четырехминутным роликом — энергия действия; мурашки по коже от батальных сцен и тревожной музыки; крупные планы главных героев, их лаконичные реплики; небесные полеты камеры, позволяющие увидеть, как прекрасна сибирская природа с тех высот, что привычны птицам.
Гости и те, кто их пригласил, смотрели этот презентационный ролик в очень уютном амфитеатре музея имени Ивана Словцова. Действительно, было удобно во всем, начиная с подушечки для сидения, которая предлагалась каждому зрителю. Чего не хватило — так это самого кино. Маловато будет, как говорил герой старого мультика. Хотя, в виде бонуса для всех, кто пришел (а это была не только пресса), организаторы показали еще минутные сюжеты с зимних и летних съемок. А после ролика (называю его так, потому что он не является официальным трейлером фильма) прозвучали аплодисменты. И это одобрение выглядело всеобщим (в нем слышалось и предвкушение грядущей премьеры).
«Огромное спасибо нашему генеральному партнеру — компании «СИБУР» и официальному партнеру — «Газпромнефти» — если бы не их поддержка, то мы бы сегодня не увидели даже этого ролика, — сказал Урушев. — И не называли датой премьеры 21 ноября, а, может быть, говорили бы о гораздо более позднем сроке». Позже Олег Александрович раскрыл карты: спонсоры пришли на помощь киногруппе очень вовремя, в частности, закрыли долги перед актерами, которые исчислялись уже восьмизначной цифрой.
По понятной причине в центре внимания был исполнитель одной из главных ролей — тобольского губернатора князя Гагарина — заслуженный артист России Eвгений Дятлов (в этот вечер, кстати, он в качестве певца выступал в нашей филармонии). Кто-то из журналистов попросил его поделиться впечатлениями.
Eвгений Валерьевич ответил красиво, но, вероятно, с долей шутки:
— Утвердился в своих самых прекрасных представлениях о Сибири.
А дальше — серьезнее: — Но я. как бы это сказать. не с неба свалился. Родился в Хабаровске и прожил там до второго класса. Что касается конкретного знания, то в процессе работы над ролью многие подробности, которые из-за суеты повседневной жизни нам в душу не проникают, нашли туда дорогу. Имею в виду исторические моменты, которые формировали людей в этом крае, сам край, истоки, откуда все бралось. Сила, выносливость, независимость и многие другие качества, которые отличали и отличают жителей Сибири…
Дятлова спросили и о его отношении к персонажу, которого он сыграл.
— Сведений о князе Матвее Гагарине далеко не в избытке, — сказал Eвгений Валерьевич. — Судя по имеющимся источникам, Петр I потрудился над тем, чтобы о Гагарине сохранилось немного информации. Остается только примерно представлять масштаб личности Матвея Петровича. Ведь существуют же некие стереотипы: если государственный человек, чиновник — то это чинуша, и значит, только к себе гребет, ни о чем другом не думает. Гагарина именно так и осудили — как казнокрада. А ведь он был сначала воеводой в Нерчинске, в самой глубине Сибири. И я считаю его все-таки человеком дела. Потому что человек не дела просто не выжил бы в Нерчинске. Но есть и другие версии, почему Гагарин был казнен. Там, скорее всего, были очень большие амбиции самого князя, которые сделали его опасным для Петра.
Олег Урушев к этому добавил: «Eвгений у нас устроил дискуссию с автором романа «Тобол» Алексеем Ивановым — представьте, им было о чем поспорить!» .Приятно, что много говорили на пресс-конференции о тюменском вкладе в проект. Генеральный директор музейно-просветительского объединения Светлана Сидорова использовала в своем коротком спиче колоритное словечко: мол, «мы сейчас находимся в режиме «отоболивания». И продолжила:
— Безусловно, это очень серьезный для нас проект, дополнительное испытание, а для кого-то, может, и научное искушение. Самая главная наша страда почти завершена — мы уже создали большой, уникальный творческий продукт. Это волнительно и очень здорово!
Добавлю к словам Светланы Юрьевны, что не каждый музей может похвастать тем, что его имя значится на афише полнометражного исторического фильма. Тюменское музейно-просветительское объединение такой чести удостоено, и по праву — и это тоже строка в летопись культуры нашего края.
.А в амфитеатре музея аплодисменты звучали еще раз. Так присутствующие поблагодарили за участие в судьбе фильма компанию «СИБУР».
— Мы охотно откликнулись на приглашение участвовать в проекте «Тобол», — сказал член правления, управляющий директор ООО «СИБУР» Рустам Галиахметов. — Это для нас и элемент уважения к самому городу Тобольску, который имеет большую и интересную историю, и к его жителям, многие из которых работают на нашем комбинате.
Кстати, город на Иртыше увидит фильм сразу после областного центра — 22 ноября.
***
фото: Олег Урушев ;Кадр из четырехминутного ролика ;Фотографии из фильма — в фойе музея.