Доверяй, но двери закрывай
Государственные экзамены студенту Тюменского юридического института МВД России Павлу Антуфьеву помог сдать… вор, специализирующийся на краже мобильных телефонов.
— Курса до третьего я имел смутное представление о реальной работе в органах внутренних дел, — рассказывает майор юстиции Павел Антуфьев, следователь по особо важным делам следственной части следственного управления УМВД по Тюменской области. — Все встало на свои места после полугодовой практики в отделе милиции N 4.
Первым настоящим заданием, которое доверили практиканту, стал допрос подозреваемого в краже мобильного телефона. И это был уже не пример из учебника, а живой — с непростым характером — человек, к которому надо найти подход. Дашь слабину, обведет вокруг пальца, и глазом моргнуть не успеешь. Начнешь на чем-то настаивать, «запрется» и откажется давать показания, что может застопорить расследование.
— И уже тогда я решил для себя, что в любых ситуациях должен быть вежливым, сдержанным, спокойным. Тогда вероятнее, что люди пойдут на контакт, — говорит Павел Владимирович.
Выбранная тактика помогла. Жулик во всем сознался. А Павел Антуфьев после завершения практики вернулся в институт и отлично сдал экзамены по профильным дисциплинам, четко понимая, о чем его спрашивают и что надо отвечать. Это было девять лет назад.
— С тех пор подозреваемых было много, со всеми ли удавалось быть сдержанным, не проявлять лишних эмоций? — спрашиваю я. — Ведь преступления-то разные, и последствия от них — тоже.
— Для потерпевших любые последствия — серьезные, — отвечает Павел Владимирович. — Сейчас у меня в производстве дело о мошенничестве: человек открыл интернет-магазин, продавал компьютерную и бытовую технику по цене ниже той, по которой закупал товар. Это привлекало покупателей. В итоге по всей стране — около 80 потерпевших, которые заплатили деньги, но не получили техники. Eсть среди них и подросток — мальчик долго копил на видеокарту, откладывал деньги, которые давала ему мама на карманные расходы, экономил на школьных обедах… А с ним так поступили. Мало того, что это очень обидно, это еще и дурной пример для ребенка — неизвестно, как в дальнейшем скажется на нем случившееся. Сдержанно, но я объяснил все это обвиняемому. Он должен понимать, в чем тяжесть такого преступления.
Тяжесть иных преступлений — очевидна. Без всяких объяснений. И люди, которые идут на них, отдают себе отчет, какими могут быть последствия. Около шести лет назад задержали банду молодых людей — они совершали разбойные нападения на АЗС и небольшие магазинчики: запугивали оружием операторов и продавщиц. И можно предположить, на что бы решились, окажи им сопротивление. Хорошо, что парней вовремя остановили.
Двумя-тремя годами позже Павлу Антуфьеву довелось расследовать дело о вымогательствах: несколько молодых спортсменов заделались выбивателями несуществующих долгов и в прямом смысле слова выбивали деньги из предпринимателей. Все в духе лихих 90-х: безжалостно и безоглядно.
Правда, вряд ли тогда понимали, что делают больно не только потерпевшим, но и своим родителям.
— Мама одного приходила ко мне потом, плакала, говорила, что ее сын не может такого сделать, он же в семье младшенький, любимый, ни в чем ему никогда отказа не было, — рассказывает Антуфьев. — А я думал только о том: чтобы с ней было, если бы узнала, как именно совершал преступления ее сын? Конечно, не стал рассказывать ей этого. Некоторых вещей лучше не знать…
— А вы, получается, знаете много такого, о чем нам лучше и не знать: это накладывает отпечаток на характер? Как после этого доверять окружающим? — спрашиваю. — Вот заходит с тобой человек в автобус, а вдруг он карманник.
— Ну, таких навязчивых мыслей нет! — говорит майор. — Людям надо доверять, людей много хороших. Но и об осторожности не стоит забывать. Вот вы смотрите в глазок перед тем, как выйти из квартиры в подъезд?
— … — А надо. Мало ли кто стоит за дверью в этот момент. Может, за квартирой следят… А еще надо забирать из машины все вещи, которые могут привлечь внимание. Даже подставку для видео-регистратора лучше убирать с глаз. Увидит ее какой-нибудь пьяный и разобьет окно, не разобравшись, что ничего ценного в машине нет. Мало приятного.
Eще одна распространенная ошибка, которую, по наблюдениям следователя, допускают многие из нас, — это незапертые двери. Пришли домой, а на замок закрыться забыли, потому что тут же захлестнули какие-то бытовые хлопоты. Жулики только того и ждут: самое меньшее из зол, которое они могут причинить, — украсть что-нибудь из прихожей. Худшее… Впрочем, лучше не экспериментировать и не делать новых ошибок.
Достаточно уже и тех уголовных дел, которые раскрыты или над которыми еще работают сотрудники следственных органов МВД РФ.
На следующей неделе у них, кстати, праздник. Как проведет его Павел Антуфьев? Говорит, что так же, как и многие другие праздники, — на работе. Потому как лучший подарок следователю — это успешно завершенное дело, а без усердия результатов не добиться.
***
фото: Павел Антуфьев.