X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Конкуренция вне конкуренции

Федеральная антимонопольная служба России взялась за реализацию национального плана развития конкуренции на 20182020 годы.

Этот план, а также указ президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», который был издан в декабре 2017 года, обсудили в пятницу в правительстве Тюменской области. — Президент обозначил этот вопрос как приоритетный в деятельности органов власти и местного самоуправления. Среди главных задач — обеспечить расширение ассортимента товаров, работ и услуг различных отраслей экономики, улучшить их качество, добиваться снижения цен, повышать конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Проводимая антимонопольная политика должна быть прозрачной, — подчеркнул губернатор Владимир Якушев, открывая совещание, в котором приняли участие представители правоохранительных органов региона и ФАС России.

Всех коснулась участь сия

Начальник управления по борьбе с картелями* ФАС России Андрей Тенишев рассказал собравшимся, как на сегодняшний день обстоят дела с конкуренцией в стране.

— Eжегодно наше ведомство выявляет в разных регионах около 400 картельных соглашений, ограничивающих конкуренцию, — сообщил Андрей Петрович.

По его словам, в этих картелях задействовано множество хозяйствующих субъектов: кто-то вступает в сговор с потенциальными конкурентами по собственной инициативе, кто-то участвует в этой схеме, уступив чужой преступной воле.

И сложно не уступить, потому что в некоторых отраслях экономики ценовой сговор — увы, обычное явление. Например, по статистике ФАС, намеренное завышение цен в сфере фармацевтики имеет место в 82-х регионах страны. В том числе и в нашем.

Примечательно, что с каждым годом финансирование здравоохранения увеличивается, а результата от этого практически не видно, сказал Тенишев. И сам объяснил: потому, что государственные надбавки уходят в карман мошенникам, которые саботируют честные торги, завышают максимальную цену товара и договариваются с другими участниками не сбивать эту цену. За сговорчивость платят своим якобы конкурентам серьезные деньги — могут это себе позволить, потому что в случае выигрыша на торгах получают гораздо больше.

Не обходится и без участия в преступной деятельности представителей органов государственной власти, которые действуют от лица заказчика.

Что делать?

— Что сегодня предлагает ФАС, чтобы выйти из сложившейся ситуации? — спросил Владимир Якушев и высказал пожелание, что в качестве ориентира для заказчиков правильным будет создать базу средних цен на разные виды товаров. В противном случае, заказчик может быть втянут в нечестную схему, сам того не подозревая — приняв условия торговцев, предлагающих лот по завышенной, не имеющей альтернативы цене.

В качестве положительного примера контроля за объективностью торгов Владимир Владимирович привел электронную программу, которая работает в нашем регионе. Она собирает и анализирует всю информацию, связанную с закупками продуктов питания для социальных учреждений. Стоит только цене какого-либо лота выбиться из разряда средних, как сделка попадает в красную зону и вызывает вопросы.

Андрей Тенишев согласился: закрепление и обнародование средней максимальной цены контрактов, действительно, выбивает почву из-под ног нечестных торговцев, которые зарабатывают на том, что безбожно задирают эти цены. И сейчас как раз создается такая база, в которую стекается информация по ценам. Однако база еще в процессе наполнения и, следовательно, не может быть панацеей.

В итоге лучшим средством профилактики в области защиты конкуренции пока остается наказание. Административное и уголовное.

Тем, кто попался на сговоре, выписывают многомиллионные штрафы. Eсть случаи, когда суд назначил участникам картелей реальные сроки, рассказал Андрей Тенишев. Однако все это еще не сопоставимо с реальным количеством посягательств на конкуренцию.

— Дело в том, что 178-я статья Уголовного кодекса РФ** в том виде, в котором она существует сейчас, не может работать в полную силу, — объяснил начальник управления по борьбе с картелями. — По поручению президента мы подготовили пакет соответствующих поправок. Поправки согласованы со всеми правоохранительными структурами. Планируется существенно повысить ответственность за создание и участие в картелях, за сговор на торгах.

Кроме этого, специалисты ФАС подготовили методические рекомендации для представителей органов власти и правоохранительных служб, в которых отразили признаки картельных сговоров и механизм дальнейших действий при их выявлении. По словам Андрея Тенишева, нередки ситуации, когда участники преступной схемы или сторонние наблюдатели даже не подозревают, что она является таковой. Потому что не имеют достаточных знаний в этом вопросе.

От рисков застрахованы сегодня разве только те, кто выходит на электронные торги. По уверению участников встречи, новые технологии сводят к минимуму возможность сговора и корректно формируют начальную цену контракта, что обеспечивает честность госзакупок.

…Параллельно эту тему обсуждали в пятницу и субботу на научно-практической конференции в ТюмГУ, где собрались представители ассоциации антимонопольных экспертов, центрального аппарата ФАС и его региональных представительств в УрФО, бизнесмены и ученые.

* картель — форма монополистического соглашения или объединения.

** ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

***
фото: Владимир Якушев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта