Есть или не есть?
В пятницу, 13-го, в молодежном театральном центре «Космос» давали спектакль «А не съесть ли нам кого-нибудь?», привезенный Казанским камерным театром «Сдвиг» (режиссер Михаил Галицкий).
Меня в хорошем смысле поражает современный театральный минимализм: минимум декораций, максимум смысла. На сцене всего три стула, один чемодан и три актера. Сиди и думай.
На первый взгляд — комедия. В основе же — серьезная драма, указывающая на один из главных, на мой взгляд, человеческих пороков — лицемерие.
Итак, три героя (имен которых мы так и не узнали) хотят есть. Но есть нечего. Говядина закончилась, горошек тоже. И у одного из героев возникает вопрос: «А не съесть ли нам кого-нибудь?» После этой фразы возникает и второй вполне логичный вопрос: кому же предстоит быть съеденным? И вот тут начинается настоящая драма: наши культурные, даже аристократичные герои превращаются в животных.
Тянут жребий, устраивают выборы, дебаты, предвыборную кампанию. Казалось бы, все честно: кто проиграл, того и съедят. Однако тут и раскрывается вся человеческая суть: герои начинают врать, подкидывать лишние бюллетени, терять ручки.
Придумали новое правило: сирот есть нельзя!
Откуда ни возьмись, является почтальон с телеграммой, из которой один из героев узнает о кончине собственной матери. И. радуется. Потому что он теперь тоже сирота, и есть его нельзя по закону справедливости.
Один из героев все-таки находит способ «зарезать» своего товарища. Внушает ему, что самопожертвование есть великая цель, соразмерная только великому человеку. И тот уже счастлив стать жертвой, готов принять смерть. Занавес закрывается, финал остается открытым.
Проблема только в одном: говядина с горошком у них все-таки была.