Дождь, мистика, фонарь, Булгаков
Всю пятницу шел дождь. Десятибалльные пробки на дорогах лишили тюменцев возможности нармально перемещаться по городу. Но несколько десятков книголюбов все же добрались до информационно-библиотечного центра на Червишевском тракте.
20 апреля библиотеки города в седьмой раз открыли двери полуночникам, приглашая на фестиваль чтения Библионочь-2018.
Некоторые гости выехали заранее, часа за два до назначенного времени, и поспели вовремя. Другие тоже вышли из дома пораньше, но все равно опоздали. Их, промокших, встречали библиотекари. Вручали программки, сложенные в виде самолетиков. И провожали в зал, где театр-студия «Лаборатория перемен» давал пьесу башкирского драматурга Флорида Булякова «Выходили бабки замуж».
Вынужденные играть спектакль перед полупустым залом, актеры, тем не менее, смогли поймать нужный настрой. Вжиться в образы. А там в двери то и дело начали тихонько заходить все новые и новые зрители, рассаживаться по местам и с ходу вникать в сюжет пьесы.
В одной из комнат поселкового общежития для одиноких пожилых людей обитают четыре старухи, переживающие политический и экономический кризис 90-х годов. А еще — личный жизненный кризис: все они вдовы, без детей и родных. И ни одна не хотела бы закончить свои дни так, как, похоже, придется закончить — в чужих стенах, без любви, без поддержки. Впрочем, как и положено женщинам этого поколения, они не теряют присутствия духа: разговаривают о жизни, подшучивают друг над дружкой, решают бытовые трудности. И делают это в ироничной и довольно жесткой манере. Но зритель понимает, через что эти женщины прошли, сочувствует им и от того прощает грубоватые шутки. Разумеется, любой их разговор обязательно сворачивает на мужчин: поклонников, бывших мужей.
Но комедия начинает превращаться в драму, когда старик-электрик заходит в их комнату подлатать проводку. Выясняется, что он живет в своем доме в тайге. И каждая начинает мечтать, чтоб он забрал ее с собой из ненавистной общаги, дал последний шанс. В трактовке молодого режиссера Рината Гарифуллина конец пьесы остается открытым: зритель сам может решить, забрал ли электрик новоиспеченных жен к себе в тайгу или же никакого электрика в комнатушке вовсе не было.
Но вне зависимости от исхода, игра актрис не оставляет равнодушной. Ольга Асямова изображает простоватую, но очень бойкую старушку, прожившую бедовую жизнь, но ничуть о том не жалеющую. Героиня Людмилы Суворовой, напротив, крепкая коммунистка, привыкшая командовать. Но то, как эти молодые женщины смогли изобразить на сцене старух, примерить на себя их характеры, вызывает уважение и достойно аплодисментов. Которыми зрители их и наградили.
.После спектакля гостям Библионочи предложили развеяться, своими руками собрав коллаж, вырезанный из страниц журналов.
— Это тот вид творчества, который не требует специальной подготовки, — объясняет Светлана Лихошерстова, художник-преподаватель детской школы искусств имени Знаменского. — Достаточно представить какой-то литературный образ и затем искать на страницах присущие ему детали, чтобы собрать вместе и расположить на бумаге.
Кстати, ребята из школы Знаменского предоставили для Библионочи работы, из которых была сформирована выставка-фантазия «Творческий мусор».
Вообще, экспозиций в информационно-библиотечном центре было немало. Например, книжная выставка «Смелые фантазии фэнтези и фантастики», благодаря которой любители этих популярных нынче жанров могли познакомиться с новыми (и хорошо забытыми старыми) авторами, как отечественными, так и зарубежными.
А пока гости бродили от одной экспозиции к другой, их развлекали актрисы мягкого театра «Пижама». В ярких костюмах, создающих образы светлой и темной волшебниц, Eлена Юркина и Татьяна Бахитова танцевали, втягивали книголюбов в забавные игры и вообще добавляли атмосфере волшебства.
Но главной изюминкой этой ночи стала лекция Натальи Соколовой, директора научной библиотеки Тюменского института культуры. Она рассказала гостям о роли произведений Михаила Булгакова в отечественном (и зарубежном) кинематографе.
— Булгаков жил в тот период времени, когда кинематограф, игровое разговорное кино, как раз обретало популярность, — объясняет Соколова. — Но сам он больше тяготел к театру, был автором многочисленных инсценировок. И свою прозу тоже переводил в драматургическую плоскость. Казалось бы, дальше ему прямая дорога в кинематограф. Но не сложилось. И мы даже не знаем, как он как зритель относился к кино. Но многочисленные экранизацииего произведений свидетельствуют, что материал был и будет интересен режиссерам. Он входит в семерку самых экранизируемых отечественных классиков. Я насчитала порядка полусотни фильмов, сериалов и даже мультфильмов по Булгакову, снятых как в России, так и за рубежом. Произведение, по которому снимали больше всего, это, конечно, «Мастер и Маргарита». И хотя существует легенда, что на каждого кинематографиста, который приступает к работе с этим романом, ложится злой рок, это никого не останавливает.
.Булгаковская мистика стала отличным завершением, и после полуночи гости разъехались по домам, получив не только новые знания, но вдоволь наобщавшись с новыми знакомыми.
— В год нас посещает до 20 тысяч читателей, — говорит Надежда Чущева, заведующая информационно-библиотечным центром. — Это много. Но мы понимаем, что литература стала доступней, чем прежде. Eсли и не все, то многое можно найти в Интернете за небольшую сумму или даже бесплатно. Но библиотека, это не только место, где можно взять книгу. Это особое пространство, где можно встретиться с интересными людьми, пообщаться, расширить кругозор. Например, в наших стенах репетирует театр-студия «Лаборатория перемен». И собирается клуб разговорного английского языка «BRAINSTORM». И клуб любителей виниловых пластинок. И много других сообществ по интересам. Мы открыты новому. Приходите.
***
фото: Татьяна Бахитова в образе темной волшебницы ;В игротеке ;Елена Юркина ;Ольга Асямова ;Людмила Суворова.