Душа общества в новом измерении
«Кроссфит для культуры» — так называется первый отраслевой форум, который состоялся в конце апреля и на котором работники культуры обсуждали вопрос: «Как сделать, чтобы школы искусств, дома культуры, библиотеки отвечали запросам горожан, гарантировали высокое качество услуг?»
В одной из секций форума с докладом выступила Марианна Алехина, директор детской школы искусств имени Знаменского. Сегодня мы продолжаем беседу, начатую в рамках форума.
— Марианна Eвгеньевна, мы часто говорим, что мир меняется: востребованными становятся другие навыки, другие профессии. Должны ли затрагивать эти изменения и детские школы искусств?
— Давайте рассуждать: каким бы переменчивым ни был мир — потребность человека в самореализации через творчество в любых его проявлениях, как и в красоте (в широком понимании этого слова), — это величины постоянные. Овладевая различными видами искусства, дети получают уникальные компетенции, которые могут стать слагаемыми их будущей деятельности в любом выбранном направлении, пусть даже не связанном с творчеством. Хотя творческая составляющая есть, пожалуй, в каждой современной профессии. Целеустремленность, любознательность, умение работать в команде, постоянно совершенствоваться — навыки, которые необходимы и при обучении творческим специальностям. Они же — фундамент для благополучной самореализации человека в условиях современных требований. А потому — чем больше у нас будет школ искусств, тем больше появится смелых, творчески мыслящих, самодостаточных, энергичных людей, носителей культуры высокого уровня.
— Совместимо ли слово «культура» с понятиями «модернизация» и «внедрение информационных технологий»?
— Конечно, совместимы! В современной культурологии существует два основных подхода к пониманию культуры — антропологический и ценностный. Сторонники первого называют культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности. Они говорят о мире сотворенных людьми вещей. Приверженцы второй точки зрения понимают культуру как результат лучших творений человека. Правы, по-своему, и те, и другие.
Было бы странным представлять себе обучение в школе искусств как систему исключительно традиционных методик и техник преподавания. Да, для того, чтобы исполнить квартет Вольфганга Амадея Моцарта сегодня, как и 200 лет назад, необходимы все те же четыре музыканта, играть им предстоит на таких же инструментах, по партитурам, написанным классическими законами нотного письма. Тут, конечно, никакой «модернизации» быть не может.
Однако способы обучения игре на инструментах, для которых написан квартет, сегодня уже не могут обойтись без современных технологий. Дети слушают эталонное звучание музыки в исполнении известных музыкантов прошлого времени при помощи фонотек, собранных на интернет-порталах, или современных исполнителей, выступающих на лучших мировых сценах — благодаря онлайн-трансляциям.
А как интересно юному музыканту попробовать себя в качестве композитора и записать собственное сочинение, используя современное программное обеспечение! Или «побывать» на постановке современной оперы, не выходя из класса или дома. Примеров применения современных технологий в образовательном процессе школы искусств может быть великое множество.
— В общеобразовательных школах сейчас говорят о внедрении новых стандартов обучения. Существуют ли они для школ искусств?
— Начиная с 2012 года, с принятием нового закона «Об образовании», деятельность школ искусств тоже стала регламентироваться. Появились программы, которые должны соответствовать новым федеральным государственным требованиям. Их называют «Предпрофессиональными», они рассчитаны на серьезное, углубленное изучение предмета и призваны возродить уникальную трехуровневую систему отечественного художественного образования: школа-училище-вуз, которая до сих пор не имеет аналогов в мире.
В основе такой системы лежит принцип преемственности образовательных программ разного уровня. Художественное образование в структуре профессионального — наша традиция. Российская академия художеств, например, родилась в недрах Московского университета, а Санкт-Петербургская и Московская консерватории были созданы на базе детских музыкальных школ. К слову, Тюменский колледж искусств ведет свою историю от старейшей в городе музыкальной школы N 1, ныне «Детской школы искусств им. В.В. Знаменского».
Eсть в детских школах искусств и общеразвивающие программы, которые разрабатываются внутри каждого учреждения дополнительного образования самостоятельно в соответствии с муниципальным заданием, методическими и материально-техническими возможностями, спросом населения. Они могут быть уникальными, разработанными для конкретного ребенка согласно с его индивидуальными особенностями, или носить ознакомительный характер. Предел фантазии методических объединений может быть ограничен только ресурсами учреждения.
— Каким станет работник культуры нового формата? Чему он должен учить детей?
— Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Поэтому одна из важнейших функций культуры — функция исторической преемственности: накопление, хранение, систематизация и передача информации и имеющегося опыта предыдущих поколений современникам. Культура формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентиры. Разрыв культурной преемственности может привести к потере социальной памяти.
Культура — это основа, если хотите, душа общества, она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека. Вопрос о потребности в работниках культуры, в этом контексте, приобретает глобальный смысл, напрямую связанный с судьбой человечества. Хотим ли мы развиваться, к какому качеству жизни стремимся, и как долго собираемся существовать? Эти умозаключения приводят всех, кто связан со сферой культуры и образования, к пониманию огромной ответственности за свою деятельность. Время предъявляет нам высокие требования, как к профессиональному уровню, так и к личностным характеристикам.
Чему мы должны учить детей? Мы должны помочь им развивать те ориентиры и навыки, которые ведут к формированию зрелой личности, способной направить свой интеллектуальный и духовный ресурс на созидание и развитие.
Фото из архива ДШИ имени Знаменского и редакции
***
фото: Творческая составляющая есть в каждой современной профессии;Марианна Алехина.