Идем в лес с добром и овсом
Из видео, которое записывает камера Николая Бабкевича в лесах близ Каменки, можно было бы смонтировать отличную телепередачу для любителей природы.
— Один раз пришел камеру с дерева снимать, а ствол ободран, — сразу понятно, что мишка наведался. Они же любопытные, — рассказывает Бабкевич, инспектор в области охраны окружающей среды тюменского районного отдела регионального Госохотуправления. — Потом просмотрел видео: и правда, мишка. Прямо пятаком в объектив ткнулся, понюхал и ушел.
Любопытный потапыч в этом документальном кино оказался героем случайным. Камера висела возле подкормочной площадки для кабанов. Фиксировала, кто пришел к кормушке с овсом, — сколько самцов, самок, маток с поросятами. Подсчеты инспекторы охотуправления ведут не только при помощи техники, но и, что называется, вручную — наблюдая за площадкой со специальной вышки. Сейчас делать это интереснее всего: самки принесли приплод, теперь за ними шумно повизгивающей вереницей ходит детский сад.
— Видите, следы маленьких копытцев?! — показывает Николай Бабкевич на влажную землю. — Похоже, недавно приходили. Вон и овес-то уже весь подъели…
Остается рассматривать следы, пытаясь угадать, в какую сторону утопал хрюкающий выводок. Увидеть самих поросят, не просидев в засаде хотя бы несколько часов, нам вряд ли удастся — мамы осторожничают, не выходят к людям, берегут детей и себя. Потому что если их не станет, то кто присмотрит за молодняком?
— В частных угодьях сезон охоты на кабанов открывается уже в июне. Я считаю, это слишком рано. Ведь охотник — пусть и не специально — может убить самку. Увидит с вышки в кустах спину взрослой особи, а поросят-то рядом не разглядит… Вот и остаются потом поросята одни. Хорошо, если выживут, — разводит руками инспектор.
На общедоступных для охоты землях сезон «на кабана» начнется только осенью, когда поросята станут самостоятельными. Так что пока кабаны могут чувствовать себя в лесах, опекаемых инспекторами охотуправления, вольготно. Люди для них даже специальные ванны обустраивают — мазутные. Это против паразитов, объясняет Николай Владимирович.
— Зря свиней грязнулями считают, — говорит инспектор. — Они же пачкаются не просто так, а чтобы грязь на них засохла и отпала потом вместе с насекомыми, которые доставляют дискомфорт. Ну а мазут — дополнительная им помощь от нас.
Не будет мазута, так они в смоле вымажутся. Наш провожатый по лесу показывает на стволы сосен и елок, о которые трутся животные, чтобы добраться до серы. Некоторые деревья от таких процедур погибли, стоят сухие. Николай Бабкевич относится к этому философски: кабаны и сосны между собой сами разберутся, они здесь местные жители, им виднее, что и как должно происходить. — А человек, получается, вмешивается в устоявшийся порядок, — говорю я.
— Смотря как вмешивается — если грамотно, с добром, то только польза будет. Даже охота, если все по уму делать, полезна для регуляции поголовья животных, — отвечает Николай Владимирович.
Правда, с умом у нас к охоте сейчас подходят далеко не все. За минувший сезон охоты на утку инспекторы тюменского отдела составили восемь административных протоколов — по 1-й части статьи 8.37 КоАП РФ. Штрафы небольшие, но если в течение года гражданин повторно попадется на таком же нарушении, его лишат оружия и права на охоту. Сунься он после такого в лес с ружьем, запишут в браконьеры.
Браконьеров инспекторы тоже ловят. Что примечательно, есть среди нарушителей и охотники с большим стажем, которые понимают, что ведут себя неподобающе, но все же губят животных почем зря.
А некоторые опасны не только для животных, но и для самих себя. Например, могут по кустам прокрасться к чужой подкормочной площадке — в надежде, что туда пришли кабаны. На вышке же в это время сидит другой охотник с заряженным ружьем.
— В последнее время, к счастью, без происшествий, — говорит Николай Владимирович.
Хотя спрос на охоту большой, и в сезон народу в лесах немало. В этом году инспекторы тюменского отдела уже выдали 12 с половиной тысяч разрешений на добычу пернатых и пушных. Сейчас принимают заявки на розыгрыш разрешений на добычу копытных и медведя. Кабинетную работу совмещают с регулярными выездами в лес: овса кабанам подсыпать, добавить соли на солонцы для лосей и косуль… Хозяйство огромное, но Николай Бабкевич знает его, как свои пять пальцев. В эти леса он начал ходить с отцом лет с десяти. Нравилось! Позже вот увлечение стало профессией — инспектором Николай Владимирович работает уже более 15 лет, но до сих пор с восторгом реагирует на каждую зверушку, которая неожиданно перебегает ему дорогу.
— Смотрите! Вон они! — резко дает по тормозам Бабкевич.
Пока мы с фотокором Галей озираемся по сторонам, два зайца ныряют в кусты — только хвостикипимпочки мелькнули.
— Глухаря-то хоть успели разглядеть? — спрашивает нас на следующем повороте инспектор, кивая в сторону молодых елочек, среди которых кто-то только что шебаршился.
— Так это был глуха-а-арь, — разочаровано — от того, что вовремя не присмотрелись, — тянем мы с Галей.
И теперь пялимся по сторонам со страшной силой, чтобы еще кого интересного не пропустить. Загадали только, чтобы это был не мишка и, желательно, не волк. В итоге наградой для наших уже было заслезившихся от напряжения глаз стала сойка, коршун, лиса и еще первые весенние цветы. Эти никуда не убегали и не улетали, и фотографируй их, сколько хочешь.
— Тоже, считайте, удача, — сказал наш провожатый. — Четыре дня назад их еще здесь не было, а к вашему приезду распустились.
***
фото: Следы пребывания здесь кабанов ;Вид с вышки ;Николай Бабкевич с бочкой мазута ;Гале в последний момент все-таки удалось поймать зайца в кадр ;Весенние цветы ;По словам Бабкевича, этой наблюдательной вышке уже около 30 лет.