X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Знакомая, певучая, утонченная

В колледже искусств состоялся сводный концерт юных домристов — учащихся музыкальной школы при колледже.

Многие путают этот щипковый музыкальный инструмент с балалайкой и относятся к нему несерьезно. Мол, что можно сыграть на трех струнах? Разве что плясовую? Большая ошибка! В старинных дворцовых записях эта трехструнка называлась «органиум». За внешней ее простотой скрываются большие музыкальные возможности, причем как в сольных партиях, так и в составе различных ансамблей и оркестров.

Да, в средневековой Руси домра была инструментом бродячих музыкантов и актеров-скоморохов. Они ходили по городам и селам, устраивали представления, на которых порой позволяли себе небезобидные шутки. И так дошутились, что в 1648 году при царе Алексее Михайловиче были запрещены не только бродячие театры, но и сама домра. Вырвать ей язык, как колоколу, было нельзя, зато объявить вне закона, как и самих скоморохов, — можно. И вплоть до XIX века этот инструмент даже упоминать запрещалось.

Возродил домру к жизни известный музыкант-исследователь Василий Андреев, руководитель первого в российской истории оркестра русских народных инструментов. По сути, он разработал новую конструкцию инструмента, усовершенствовав вятскую балалайку. И уже по этим лекалам позднее было создано целое семейство домр, которые сейчас используются в составе русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая. Пытались создать и четырехструнную домру, но трех-струнка, как ни странно, оказалась красивей по звучанию.

В колледже искусств на отделении русских музыкальных инструментов в этом году только трое учащихся выбрали домру. Хотя, вспоминает Тамара Василицына, заведующая отделением инструментов народного оркестра колледжа, раньше на курсе по этому классу учились и по 20 человек. Чтобы возродить интерес к инструменту, познакомить новое поколение музыкантов с его возможностями, и организовали в колледже концерт под названием «День домры». Не для широкой публики, а для себя. Одно дело репетировать каждый день с педагогом, а другое — показать свое искусство на сцене.

— У домры — огромный технический потенциал, — рассказывала Тамара Валентиновна ученикам и слушателям в перерывах между музыкальными номерами. — На домре можно сыграть и оригинальное, и классическое произведение, и серенаду, и плясовую. Домра — один из самых певучих русских народных инструментов.

Галя Безбородова

Эту певучесть трехструнки продемонстрировали ученицы музыкальной школы. Они исполнили обработки русских народных мелодий, испанские серенады, темпераментное болеро. Но самым оригинальным стало, пожалуй, звучание домры в сочетании с другими музыкальными инструментами — не только струнными. Вначале, чтобы подготовить слушателей к новому полифоническому звучанию инструмента, на сцену вышел квартет домристок. Затем перед публикой появился секстет струнных, духовых и ударных инструментов: домры, балалайки-контрабас, двух гитар, барабана и флейты. Музыканты выбрали для исполнения мелодию, казалось бы, далекую от звучания русских народных инструментов — аранжировку известных американских тем.

— В 60-х годах в русском языке появилось слово «чувак», — рассказал занимательную историю перед их выступлением Михаил Яблоков, руководитель отделения по классу гитары колледжа искусств. — Некоторые считают, что оно вошло в обиход под влиянием молодежной субкультуры «битников», ведущей начало от разношерстной нью-йоркской артистической среды. Но есть и другая, лингвистическая, версия. Чувак — это человек, увлеченный американской культурой. Так или иначе, а негативный оттенок у слова закрепился. Но музыка тут ни при чем. И молодые музыканты покажут, как зажигательно могут звучать американские мотивы, если исполнять их на русских народных инструментах.

— Я выбрала домру за элегантность и утонченность звучания, — поделилась впечатлениями после выступления Ирина Николаенко, одна из учениц музыкальной школы. — Играть на домре — не просто удовольствие, это особая честь. Домра — очень яркий и необычный инструмент. Eй под силу любые музыкальные эксперименты.

***
фото: Ученики школы искусств ;Ирина Николаенко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта