X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Смех с послевкусием

Недоклоунада по Набокову — как звучит! По-моему, довольно дерзко. И сам спектакль молодого режиссера Юрия Демчука по роману «Приглашение на казнь» получился дерзким и вызывающим.

Жанр «недоклоунада» Юрий определил сам. В этом жанре играет его любительский театр «Будильник». За семь лет работы представлены зрителю только два больших спектакля, зато каждый из них режиссер продолжает любовно дорабатывать. В «Космосе» 29 июня состоялся показ улучшенной версии спектакля «Приглашение на казнь».

На сцене множество сундучков и разноуровневых ящичков. Между ними на четвереньках семенят актеры в черных одеждах. Нарочито жалкие, они напоминают насекомых. Это сходство усиливается, когда на сцену выходит огромный человек в шинели. Он что-то распыляет на мельтешащие фигуры актеров дым — будто из пульверизатора, и те судорожно бегут от него, как от яда. Но очень скоро эти «насекомые» находят в сундучках на сцене элементы одежды. И вот они уже распрямляются, превращаясь в набоковских персонажей. А когда заканчивают перевоплощение, на сцену выходит главный герой — Цинциннат Ц. (актер Дмитрий Пронин).

Включается яркий свет, и мы, наконец, видим лица. Как и положено у клоунов — на них многослойный грим. Но лицо главного героя окрашено лишь наполовину.

Впрочем, настоящая разница между ним и остальными персонажами — не во внешности. Цинциннат совершенно не понимает, как работает этот театральный мир. И постоянно указывая на его нереальность и абсурдность, очень скоро заслуживает страх и всеобщую ненависть. Неожиданно звучит приговор: «Будем казнить!» И в классике театрального пафоса сцена заполняется красным светом, гремит гром. Клоуны, усиливая эффект, завывают и размахивают красными лентами.

Происходящее настолько нелепо, что в зале слышны смешки. Но для Цинцинната все реально и он напуган. Ведь речь идет о его жизни. Разве можно казнить человека за то, что он указал на очевидную правду?

Режиссер вплетает в повествование сатиру на день сегодняшний. Например, адвокат Цинцинната (актер Антон Черепков) ставит на свой рабочий стол маленький флажок России. Потом еще один — на всякий случай. Потом достает целую стопку флагов.

— А вдруг проверка! — объясняет он.

Какую-то ненужную и очевидно нелепую «услугу» Родриг Иванович — директор тюрьмы (актер Валентин Пантя), оказывает обреченному на смерть Цинциннату. Это тут же кидаются снимать операторы и ассистенты. Просят героев пожать друг другу руки и, конечно, улыбнуться в камеру. Суд — тоже шоу. Адвоката и палача играет один актер. Это сразу очевидно главному герою, но больше никого не смущает.

Сбежать из этого фальшивого насквозь мира Цинциннату не удается. Он выбегает в одну дверь зрительного зала в надежде на обретение свободы, но через время в отчаянии возвращается — через другую дверь.

— Это все нереальное! — пытается доказать он.

Владимир Чебалдин

Актеры постановки выходят из-за кулис и лениво наблюдают за метаниями Цинцинната.

— Долго он еще? — громко перешептываются они между собой.

Устав, Цинциннат останавливается и пытается отдышаться. Заточение в этом мире абсурда для него оказалось вполне реальным. Обессиленного героя захватывает в свои мощные объятия Родриг Иванович. В это время актеры шустро прячутся за кулисы.

— Вот здесь у нас стена, видите? — спрашивает он у Цинцинната, подобно миму, обозначает несуществующую стену ладонями. — А вот тут решетка. Через нее и можете попытаться сбежать. По другому — никак.

Решетка неожиданно падает с потолка сцены и единственная повисает в воздухе между Цинциннатом и зрителем.

Владимир Чебалдин

И, наступая себе на горло, главный герой тоже пытается поверить в существование стен. Впрочем, как бы он ни старался, угадать, что есть что в этом нереальном мире, у него не получается. И жить по его правилам — тоже. Когда единственная его надежда — жена Марфинька, оказывается такой же, как и все, клоунессой, Цинциннат перестает бороться и что-то доказывать.

И. побеждает. На казни он оставляет вместо себя тряпичную куклу. А сам срывает с собравшихся посмотреть на его гибель «зрителей» клоунские колпаки, выхватывает у палача игрушечный топор и выходит в зрительный зал прямо через четвертую, несуществующую стену. В настоящий живой мир. А клоуны остаются по ту сторону решетки.

***
фото: Клоунада по сюжету Владимира Набокова ;Дмитрий Пронин в роли Цинцинната Ц. ;Сцена из спектакля.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта