Со щитом и мечом
В туристическом комплексе Абалак в выходные прошел X фестиваль исторической реконструкции «Аба-лакское поле».
— А эти люди верили в сказки? — спросил маму мальчик лет семи, остановившись у деревянной колонны, на которой вырезаны богатыри, сражающиеся со сказочной нечистью — Змеем Горынычем, Бабой Ягой.
— Конечно, верили, — ответила мама. — Иначе бы сильными быть не смогли. И не победили бы.
Случайно подслушанный диалог на выходе с фестиваля «Абалакское поле» не просто умилил, а показался очень в тему — и этого этнофестиваля средневековой Руси и Скандинавии, и дня сегодняшнего. Особенно после субботнего поражения сборной России на чемпионате мира по футболу. Кто из нас в тот день не верил в сказку?
Впрочем, есть люди, которые верят в нее всегда. И сами ее создают. «Абалакское поле» — яркий тому пример. Каждый год под открытым небом в декорациях средневекового поселения вырастает город мастеров, исторический лагерь, объявляется турнир лучников и бои на мечах. Сюда едут из Тобольска, Тюмени, Тюменской области и из соседних регионов.
С Eлизаветой Лейнвебер из Челябинска мы познакомились на ристалище — площади в центре городка, где шли дуэли и командные бои реконструкторов. Девушка сражалась с молодым мужчиной, противопоставляя его напору необычную тактику. От столкновений и уколов уходила мягко и изящно. Не билась, а, скорее, танцевала вокруг партнера. — Ростика я невысокого, в прямом столкновении сразу проиграю, поэтому решила закружить противника, победить его не силой, а хитростью. Да, это чисто женская тактика, но очень эффективная, — смеется Eлизавета. — Конечно, настоящий меч не поднять, но этот, учебный — легкий и безопасный. Сражаться — одно удовольствие. И в поединке так много узнаешь: не о противнике, о самой себе. Хотя, на самом деле, не бой, а быт больше раскрывает человека. Ведь в сражении сильнее тот, кто крепче физически, а в жизни — у кого сильнее характер.
Наблюдать за парными поединками интересно. И не важно, кто взял в руки этот упругий меч, похожий на длинную дубинку. Девушка, мужчина или совсем малыш. Важно, как они себя ведут. Одни просчитывают свои ходы, как в шахматах, прицениваются. Другие действуют по наитию, по ситуации, играют с противником, как кошка с мышкой. Кто-то излишне агрессивен, кто-то осторожен. Кто-то нападает, кто-то уходит в глухую защиту.. На этот спектакль, как на текущую воду, можно смотреть бесконечно. Не мешает даже то, что все происходит под палящим солнцем.
Впрочем, «Абалакское поле» — фестиваль удивительно разнообразный. Даже если ты приехал сюда как гость, невозможно остаться лишь созерцателем. На улице мастеров, например, захочется примерить настоящую кольчугу, взять в руки кованый меч, водрузить на голову шлем. И впечатлиться тяжестью всей этой амуниции.
— Полный комплект тянет на 25 килограммов, — рассказывает тоболяк Рашид Каричев, мастер по изготовлению кольчуг. — Но и современная солдатская экипировка во время марш-броска с полной выкладкой — не легче, бывает до 40 кг. Десантники ходят с таким грузом пешком по горам, а средневековые рыцари брали лошадей, причем, сразу двух или трех. Одну загнали, пересели на другую. Лошади у них были низкорослые, выносливые — монголки. Кстати, шлем, кольчуга, круглый щит на Руси появились только после татаро-монгольского ига. У кочевых народов мы многому научились, переняли военные хитрости, детали вооружения. И стали хорошими воинами.
Идешь вдоль ярмарочных рядов фестиваля — и не перестаешь удивляться. Такого разнообразия изделий ручной работы — из металла, кожи, тканей, меха, дерева — ни в одном магазине не встретишь. Неужели все это люди умеют делать сами? Просто фантастика. На одном из лотков наше внимание привлекли деревянные вазы и посуда не обычной формы и фактуры, похожей на пробковое дерево.
Но, как оказалось, все это сделано из капы — округлых наростов на стволе деревьев — чаще всего берез, кленов и тополей. Наросты срезают, долго вываривают, а потом поэтапно снимают слой за слоем. Такие древесные волокна тверже обычных, обрабатывать их тяжело, но они дают необычный точечный рисунок поверхности. Тюменский мастер Виряз режет из капы не только кружки, ковши, тарелки и вазы, но и не обычные музыкальные инструменты, например, носовые дудочки и флейты — окарины. — Все это, действительно, наше, ничего привозного нет, — говорит Виряз. — Вообще, все, что нам надо для жизни, — уже дано природой. Надо просто чаще возвращаться к своим истокам. Там оно — настоящее счастье.
***
фото: Елизавета Лейнвебер ;Зрители боев ;Мастер Виряз ;Рашид Каричев помогает гостю фестиваля примерить кольчугу ;Танцуют все.