Доживем до пенсии, или Старики-работники
Фильм «Старики-разбойники» был снят в Советском Союзе, но, кажется, снова обретает актуальность: там пожилой следователь Мячиков, не желая терять работу, от отчаяния пошел на преступление.
Президент Владимир Путин на днях заявил, что ни один из предложенных вариантов пенсионной реформы ему не нравится и что окончательное решение по этому вопросу пока не принято.
Те россияне, которым по нынешним правилам до пенсии остается немного, этого окончательного решения ожидают особенно напряженно. И в чем-то даже солидарны с Мячиковым: если тебе больше 50 лет, волей-неволей начнешь руками и ногами держаться за имеющуюся работу. Новую в этом возрасте найти очень непросто. Особенно по специальности и за достойную зарплату.
По данным департамента труда и занятости населения Тюменской области, в начале нынешнего года уровень регистрируемой безработицы составлял всего шесть процентов. На бирже труда числилось меньше четырех с половиной тысяч соискателей, из которых около 60 процентов — женщины и 40 — мужчины. Меньше всего в помощи с поиском места работы нуждались люди от 25 до 35 лет. А вот выпускники вузов и специалисты старше 40 лет составляли больше двух третей всех безработных. Причем взрослые в этой статистике значительно преобладали над молодыми — те на первых порах соглашаются браться даже за подработку, надеясь, что в скором времени подвернется вакансия по специальности. Опытным на это рассчитывать не приходится.
Два-три раза в год тюменский центр занятости проводит «Ярмарки вакансий» для пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Как отмечает Надежда Мазуркевич, директор областного департамента труда и занятости населения, в прошлом году в них приняли участие 65 работодателей, предложивших 310 вакансий.
Обратная связь, которую дали работодатели, показала, что пенсионеры в итоге заняли примерно 40 процентов этих рабочих мест. Но это значит, источник дохода нашла едва ли треть соискателей — на каждой «Ярмарке вакансий» бывает не меньше сотни безработных. И большинство из них, просматривая списки предлагаемой работы, выглядят огорченными: требуются в основном строители и просто люди, которые могут хорошо работать руками. Eще водители и охранники. Это вакансии преимущественно для мужчин. Женщин ждет сфера обслуживания: клининговые компании и прачечные, магазины розничной торговли и кулинарии, кафе быстрого питания и гостиницы — они готовы брать немолодых женщин для низкоквалифицированной работы.
Шесть лет назад, когда состоялась первая в Тюмени «Ярмарка вакансий» для пенсионеров, одна из соискательниц, всю жизнь проработавшая бухгалтером, невесело пошутила: «Не нужны бухгалтеры? Что ж, я могу и гардеробщицей, там тоже цифры». Вот только работать гардеробщицей и получать пенсию — это одно финансовое положение. А работать десять лет за одну «гардеробную» заплату, потому что тебя в пятьдесят с небольшим сократили и ты так и не смогла найти дело по специальности, — совсем другое.
Да, в Минтруде недавно предложили ввести для работодателей, избавляющихся от сотрудников предпенсионного возраста, уголовную ответственность. Но, кажется, сами будущие пенсионеры так и не почувствовали себя более защищенными. Например, в финансовом секторе за прошлый год было две крупных волны сокращений. До конца лета, как сообщают все в том же департаменте труда и занятости, работы лишатся еще три сотни тюменцев — в основном сотрудники финансовой и страховой сфер, еще сфер обеспечения электроэнергией, газом и паром.
Конечно, дело не только в том, что работодатели стремятся заменить опытных и высокооплачиваемых работников более молодыми и дешевыми. Многие производства переживают оптимизацию и модернизацию. Недавно на птицефабрике «ПРОДО Тюменский бройлер» запустили новую машину «Meyn» В50 для обвалки цыплячьих бедер и грудок, исключив ручной труд. Правда, как пояснили в пресс-службе предприятия, никто из сотрудников, занимавшихся обвалкой, не сокращен — благодаря технике объемы производства возросли, и освободившихся работниц перевели на упаковку добавочных партий филе. Но, к сожалению, не во всех случаях автоматизация процессов заканчивается для рабочих благополучно.
И взрослые люди, оставшиеся без средств к существованию, обращаются к частным сайтам вакансий в Интернете. Там несколько лет назад даже появились специальные тематические разделы. Которые, впрочем, по содержанию не слишком отличаются от предложений «Ярмарки вакансий». Требуются, преимущественно, сторожа, консьержи и вахтеры, курьеры, гардеробщики, водители, уборщики, няни, посудомойщики, повара, сиделки, фасовщики, промоутеры, билетеры, кассиры, продавцы и т.д.
Для «молодых пенсионеров» — в вакансиях так прямо и пишут — есть множество предложений по торговле всем подряд: от квартир до биологических добавок. Часть из них дают откровенные мошенники, желающие нажиться на людях в трудной жизненной ситуации. В других предполагается принцип «сколько продал — столько и получил», без фиксированной зарплаты. Встречаются, конечно, и предложения для специалистов конкретных сфер, в которых работодатели прямо пишут, что от сотрудника потребуется не только работать, но и обучать молодых коллег, совсем недавно покинувших стены средних специальных учебных заведений. Вот только опыт почему-то оценивается очень недорого — в пределах 20-25 тысяч рублей.
Конечно, в таком положении оказываются не все. В ряде профессий, требующих высшего образования и непрерывного обучения в течение всей жизни, работу принято оставлять в возрасте далеко за 70 лет, и никто там не рвется избавляться от заслуженных кадров. Ими гордятся. Но таких специальностей немного. И большинство работающих россиян грядущих перемен ждут, затаив дыхание.
***
фото: Людей за 50 ждут в основном на производстве, где они могут обучать молодых. ;