X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Не надо стыдиться об этом говорить

В этом году в Тюмени поставили сразу несколько спектаклей на тему детской психологической травмы. И это можно считать признаком выздоравливания общества, — считают специалисты.

На встрече с читателями этим летом литературный критик Галина Юзефович много говорила об отличиях между западными авторами и писателями постсоветского пространства.

— Западная литература сейчас поднимает проблему личной психологической травмы, — говорила Юзефович. — Благодаря этому не только автор освобождается от своей боли, но и помогает нам, миллионам читателей, пережить катарсис (очищение).

По ее мнению, наша литература больше рассказывает о травме коллективной, нанесенной нам на глобальном, государственном уровне. За войнами, репрессиями, социальными катастрофами обида на папу с мамой видится незначительной. Как и сама частная жизнь маленького человека.

— Но я рада, что литература о личном переживании все же появляется, — делится Галина Юзефович. — Это говорит о выздоровлении.

Похожая тенденция заметна и на театральных подмостках. Многочисленные, хорошие спектакли о войне регулярно собирают полные залы. По сравнению с ними молодежные театры с залами, вмещающими не больше сотни человек, почти не заметны. Но иногда именно в них говорят о том, о чем не принято рассказывать с большой сцены.

.На спектакль «Кошка из головы не идет», который в «Космосе» показали 14 октября, пригласили психологов. Целую экспертную группу, 25 специалистов. Режиссеру театра «УЮТ» Светлане Ханжиной хотелось услышать их мнение, ведь она взялась говорить о реальных травмах и историях.

— В работе стало понятно, что у каждого из нас есть свои «кошки», которые поселились внутри и иногда очень болезненно скребут, — рассказывает режиссер. — Мы не даем лекарства, но надеемся, что благодаря нашему спектаклю эти кошки хотя бы вырвутся наружу, и мы признаем их наличие.

Само действие начинается с проекции на стену детского рисунка: большегубая мама в платье с разномастными рукавами, маленькая девочка и круглый, похожий на арбуз папа. Ничего удивительного, ведь автору этого рисунка всего семь лет. По-настоящему удивит другое — театральный художник Мария Хайбуллина воссоздаст эти образы с точностью. В таких фантастических костюмах и выйдут на сцену артисты. Они — воплощение детских воспоминаний. Немного нереальных, хотя влияющих на нашу жизнь.

Но главные герои — актеры, зачитывающие монологи в жанре вербатим. Это значит, что они полностью воспроизводят речь людей, у которых до этого взяли интервью. И со сцены, не называя имен, рассказывают их реальные истории. Каждый такой монолог будет показывать стадии: отрицание, борьба, гнев, печаль и принятие.

— Нет, ну вообще-то у меня нормальная семья, — говорит актриса Сюзанна Иванова, с трудом выдыхая после длительного монолога.

Только что она назвала маму «этой женщиной». Но признать, что в семье есть проблемы, ей слишком сложно. Мы, зрители, сидим на точно таких же стульях, как и актриса, и обращается она к нам по-свойски, как бы спрашивая: ну, разве со мной что-то не так? У вас разве такого не бывает? Так создается полное впечатление групповой психотерапии.

Стадию за стадией мы, вместе с актерами, переживаем и гнев неприятия, и печаль потери. Многие в зале плачут. Поначалу как-то украдкой. Но видя, что они не одни такие — уже без стеснения.

— Отец снова напился, хотя я умоляла его не делать этого, но кого там. Я попросила парней из общаги вытолкнуть его на улицу и объяснить, чтобы он ко мне больше не приходил, — произносит монолог другая актриса, Ольга Набойщикова. — Они, конечно, объяснили, по-своему, по-мужски.А кольцо, которое он подарил, я со злости выбросила в окно.

После героиня Ольги будет жалеть, что даже не проверила — жив ли ее отец? Но главное, несмотря ни на что, через много лет она сможет его простить и сама попросить прощения. А значит, освободиться.

— После его смерти мы пришли с мамой в лачугу, в которой он жил. Там даже холодильника не было, как он только питался? — с грустью рассказывает Ольга. — Всюду бутылки, грязь, но один угол чистый — там фото его мамы, он очень ее любил. И наше с сестрой. Я хорошо помню тот день, когда сделано фото. А за ним то самое кольцо. Он, выходит, искал его там, в темноте, среди клумб, и сохранил.

В финале каждый герой понимает — даже самых жестоких «кошек» можно выпустить из головы. Пусть и не сразу.

После спектакля 25 психологов остались, чтобы дать «обратную связь». Режиссер Светлана Ханжина немного волнуется:

— Я бы попросила критиковать не с тем, чтобы разрушить, а предлагать, что можно улучшить, — просит она.

— А что вы хотите улучшить? — говорит на это Гаянэ Юрьевна, практикующий психолог. — Это замечательный спектакль, очень искренний. Я боюсь, что пытаясь его доработать, вы сделаете хуже.

Психолог обещает: этот спектакль она порекомендует нескольким своим клиентам. Потому что услышать о своих проблемах в таком формате — лучшая терапия. — У нас нет культуры посещения психолога и вообще не принято рассказывать о своих личных переживаниях, — утверждает психолог. — А здесь появляется понимание, что говорить об этом не стыдно. И ты не один в своей беде. Это большое дело — повышение психологической культуры в нашем городе.

В следующий раз посмотреть спектакль «Кошка из головы не идет» можно 26 октября. Кстати, каждый раз в финале актеры отдают в хорошие руки котенка из «Потеряшек».

— Это хороший посыл, ведь иногда начать стоит с малого, — говорит Гаянэ Юрьевна. — Вот, хотя бы, завести котенка и преодолеть чувство одиночества.

ФОТО АНДРEЯ ЧEРНЫХ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта