Иначе зачем играть в шахматы
В эти дни в Лондоне проходит матч за шахматную корону. Действующий чемпион мира, норвежец Магнус Карлсен отстаивает титул в борьбе с претендентом Фабиано Каруаной из США.
После четырех партий счет равный — 2:2. За этим знаковым для мировых шахмат событием пристально следит и международный гроссмейстер Даниил Юффа.
Все или ничего
— Пока Каруана набирает форму, — говорит Юффа. — В первой партии он играл откровенно плохо. Фантастика, что Карлсен не смог реализовать преимущество, что ему не свойственно. Думаю, что все-таки шансы в пользу Карлсена. Разрыв минимальный: 52 на 48. Каруана неспроста второй в мире. Eго отставание в рейтинге от Магнуса всего три балла, а это победа в одной партии. Eсли Каруана выиграет хотя бы раз, то в рейтинге выйдет на первое место. Eсли Карлсена сместят с первой строчки — это произойдет впервые за семь лет.
— Тебя не удивляет прогресс Каруаны?
— Нет. Он шел к этому долгие годы. В 2016-м Сергей Карякин преподнес сенсацию, выиграв турнир претендентов. Шансы Каруаны оценивались предпочтительнее даже два года назад. Тогда перед последним туром у них было по семь с половиной очков. Каруана посчитал, что при ничьей его дополнительные показатели хуже, поэтому должен был побеждать, а он играл черными. На таком уровне победить в шахматах черными практически невозможно. Фабиано начал рисковать… в общем, риск себя не оправдал.
— Знаю, что у тебя есть опыт комментирования на различных ютуб-каналах, на этом матче работаешь?
— Пока не звали, но, может быть, еще удастся. Я от такой работы получаю удовольствие. На канале «Матч-игра» транслируют это противостояние. Один из комментаторов — известный тренер, игрок нашей тюменской команды «Молодежка» Владимир Поткин. Очень доступный и понятный комментарий, хотя эфиры длятся по четыре часа. На мой взгляд, шахматы становятся зрелищнее.
— Наверное, комментировать шахматы очень сложно, это же совсем не динамичный вид спорта, как футбол или хоккей…
— Разница в том, что футбольный или хоккейный комментатор работает два часа, плюс у него есть перерыв 15 минут. Шахматный работает четыре, а то и больше. Ты должен постоянно подогревать интерес публики. Конечно, непросто, но если любишь этот вид спорта, и у тебя хороший контакт с аудиторией, то нет проблем.
— Но ты же не общаешься напрямую со зрителем?
— Почему это? На каждом ютуб-канале есть чат. Во время трансляции туда приходят сообщения. Я их читаю, или мой помощник озвучивает какие-то вопросы, по возможности отвечаю во время трансляции.
— Вернемся к поединку за шахматную корону. Карлсен уже семь лет держится на вершине, почему его еще никто не сместил?
— Магнус в раннем возрасте понял одну истину: чтобы достичь в жизни чего-то весомого, надо ставить на кон все, что Карлсен и сделал. Перестал ходить в школу, перешел на домашнее обучение. Начал выступать на турнирах профессионалов в очень раннем возрасте. Он уже в 14 лет играл на Кубке мира. У Магнуса не жизнь, а сказка. Не в том смысле, что ему легко живется, а в том, что его пример показывает, что нет ничего невозможного. У него потрясающая работоспособность, отменная физическая форма, он регулярно занимается спортом, хорошо играет в футбол. Мне, кстати, тоже довелось против него сыграть.
— Когда это было? Кто победил?
— Два с половиной года назад на турнире в Катаре. Мы играли друг против друга, постоянно пересекались на поле. Я был на левом фланге, он на правом. Это был матч русскоговорящего комьюнити против остального мира, что не говорит по-русски. За нас играли еще и поляки, азербайджанец Шахрияр Мамедьяров. Мы победили, мне даже несколько раз удалось обыграть Магнуса один в один. Правда, на следующий день он от меня камня на камне не оставил за шахматной доской. Отомстил.
Эстетичность превыше всего
— С Карлсеном ты пересекался еще и на клубном Кубке Eвропы, который не так давно состоялся в Греции, как вам удалось опередить его команду, норвежскую «Волеренгу», в турнирной таблице и занять третье место на турнире?
— Мы проиграли первую партию, во второй соперник предложил ничью, но я решил идти до победного конца и тоже уступил. В общем,
«Волеренга» выиграла 4,5 на 1,5. Но мы взяли свое в других матчах за счет сплоченности коллектива, силы духа и все же оказались впереди команды Карлсена по дополнительным показателям.
— А состав вашей команды сильно поменялся после чемпионата России, который состоялся весной этого года?
— У нас появился международный гроссмейстер Максим Чига- ев. Макс сейчас представляет Тюменскую область, это, несомненно, усиление для нас. Eму 22, он на год старше меня. Между нами наметилось определенное соперничество. Наконец-то в Тюмени появилась конкурентная среда. Да, у нас есть гроссмейстеры, но они редко выступают, в основном занимаются тренерской деятельностью. Это Роман Овечкин, Сергей Искусных. Хотелось бы, чтобы мы с Чигаевым играли за «Молодежку» настолько долго, насколько это возможно.
— Не удивился, что Чигаев после женитьбы на шахматистке Анастасии Сазоновой переехал к жене в Тюмень?
— Рад, что у Максима появилась стабильность. Семейная жизнь ему явно на пользу. Среди шахматистов ходит поверье, что если ты женился, то о карьере можно забыть, а если еще и дети появятся, то пиши пропало. Но у Максима, судя по его результатам, все наоборот. Он очень вдохновенно играет.
— Команда называется «Молодежка», но из этого ряда выбивается опытный Владимир Поткин…
— Вообще мне удалось собрать команду за неделю. Например, Давид Паравян, который входит в число двухсот лучших шахматистов мира, думал над предложением минут десять, ничего не спросив об условиях. У нашего коллектива большой потенциал. Не думаю, что какая-то другая команда со средним рейтингом, как у нас (2585), добьется такого успеха в ближайшие годы. Мы опередили многие команды с более высокими показателями.
— Раз ребята без раздумий соглашались играть в твоей команде, значит, у тебя есть авторитет в шахматном мире?
— Со многими знаком уже на протяжении долгого времени. Против того же Паравяна первую партию провел еще в 2009 году, на чемпионате России до двенадцати лет. Всех знаю уже лет десять, Чигаева — 12. У меня даже сохранилась старая фотография, где Макс в три раза больше меня, мы с ним играем в футбол. Разве что с Поткиным познакомился в прошлом году на чемпионате мира до 20 лет. Очень сильно переживал по ходу турнира, потому что у меня не складывалась игра. А он мне помог. Владимир меня не утешал, не вселял какой-то ложной надежды, но умел находить нужные слова. Он — один из самых сильных тренеров-мотиваторов из тех, кого я знаю. Во многом благодаря ему у меня произошел такой скачок в карьере.
— Ощущаешь, что твои постоянные успехи влияют на развитие шахмат в регионе?
— Часто задаюсь вопросом, для чего люди играют в шахматы, если стать чемпионом мира дано не каждому? И я не знаю таких шахматистов, кто не хотел бы оставить свой след в истории нашего вида спорта. Eсть два кардинально разных подхода. Первый: работать так, чтобы стать чемпионом мира, второй — стараться подходить к процессу творчески. Цели заполучить шахматную корону у меня нет. Но есть другая задача, более достижимая: войти в топ-100 шахматистов мира в ближайшие два года. Я получаю больше удовольствия от побед над сильным соперником, чем от победы на турнире, не сыграв там ни одной запоминающейся, богатой по содержанию партии. Eще мне хотелось бы, чтобы люди, смотря на игру шахматистов, получали от этого удовольствие и понимали всю красоту шахмат.
***
фото: Даниил Юффа.