Реверанс в сторону XV века
Дачный и пляжный сезоны давно закончились, а лыжный еще не начинался. Что такого интересного придумать для себя в субботу-воскресенье?
Домашних дел всегда гора, их не переделаешь (хотя и на потом не отложишь), но после будничной недели хочется праздника, чего-то для души. Причем такого, чтобы не только в зрительном зале сидеть, но и подвигаться. Желательно под музыку! Тренажерный зал, конечно, тоже хорош, но его монотонность — не для всех. Особенно если спортом раньше не занимался. А вот танцы — вариант прекрасный.
Не пугайтесь! Речь идет не о дискотечных, клубных или бальных танцах со сложной хореографией, а о неспешных, даже манерных, которые иногда еще называются придворными или историческими.
Всем известные мазурки, полонезы, вальсы, менуэты и кадрили когда-то придумали не столько для развлечения танцующих, сколько для того, чтобы услаждать взоры царственных особ. Отсюда их неизбежное позирование — чтобы с трона можно было каждого танцора рассмотреть получше. Сейчас такой выход на люди назвали бы самопрезентацией.
Правда, чтобы сегодня исполнять придворные танцы, нам надо стараться сильнее, чем дамам и кавалерам прошлого. Все потому, что раньше погрешности исполнения компенсировались роскошными нарядами, и хорошо смотрелись даже те танцоры, которым медведь не только уши, но и ноги оттоптал.
Роскошные бальные наряды сначала носили только мужчины, поскольку сами балы придумал Людовик XIV, которого прозвали Король-Солнце. И только значительно позже появились кринолины, шлейфы, шляпки как обязательный элемент женского образа. Сейчас, чтобы танцевать бранль (французский танец XV века), аллеманду (немецкий — эпохи барокко) и контрданс, такие наряды не обязательны. Па в исторических танцах остались те же, что изображены на средневековых гравюрах, но в одежде — полная свобода (по крайней мере, на занятиях).
Историческим танцам учиться легко. Хотя фигуры все осваивают с разной скоростью: кто-то слету схватывает геометрию передвижения в пространстве, а кто-то слегка тормозит. Но многолетняя хореографическая подготовка не обязательна, достаточно для общей красоты движений постараться прямо держать спину. Начальные движения, из которых строятся фигуры, сможет без труда повторить и пенсионер, и ребенок. Главное, не запутаться в порядке их повторений, но и эта сложность преодолима.
Eще один плюс исторических танцев — это, как ни странно, их демократичность. Кадрили, польки, мазурки не исполняют в одиночку, здесь, как в детском садике, танцуют все. В этой массовости — своя прелесть. Кроме того, в отличие от более поздних парных вариантов, исторические танцы предполагают постоянную смену партнеров. С разными людьми, действительно, учишься быстрее. Большинство мужских и женских партий, по сути, очень похожи, и совершенно не важно, кто их исполняет — дама или кавалер. Видимо, ситуация, когда на десять девчонок по статистике девять (а то и меньше) ребят, и в средние века была актуальна.
— Схемы понятны, что должны делать танцоры — тоже. Eдинственная сложность в том, что неизвестно, в какую сторону они должны при этом двигаться. Это тайна за семью печатями, — говорит Юлия Зольникова, руководитель тюменского клуба исторического танца. — На картинках в старинных книгах можно увидеть только расположение пар или как кавалеры берут дам за руку, но самого движения не видно.
Юлия почти десять лет занимается историческими танцами. Раньше в ее репертуаре были и классические, и народные, но на третьем курсе вуза она познакомилась с руководителями клуба исторического танца «Мерлетто» и с тех пор остается верна этому направлению.
— Прелесть исторического танца в том, что это движение общемировое, мы слышим название танца, можем его исполнить. При этом его рисунок будет одним и тем же и в России, и во Франции, и в Америке, — говорит Юлия. — Но главное, исторические танцы учат людей общаться. Конечно, я — за чистоту движений, за красивую позицию рук. Но хотелось бы научить людей не только танцевать, но слушать и слышать, взаимодействовать друг с другом. Когда мы думаем о ближнем — все получается значительно лучше, чем когда думаем только о себе. Танец этому тоже учит.
***
фото: На занятиях клуба исторического танца ;Детям здесь тоже нравится ;Юлия Зольникова.