Презумпция открытости
Хартию открытых данных Россия наравне со странами большой восьмерки подписала несколько лет назад. Но вот что такое «открытые данные», знают до сих пор немногие.
Об этом в среду рассказала Тина Бережная, советник по информационным технологиям телеканала «Russia Today». Все просто — открытые данные это сведения, которые правительство обязано публиковать в свободном доступе. О том, сколько в городе открытых парковок, сколько планируется потратить на ремонт дорог, как проехать в библиотеку, и о многом другом. Открытость упрощает жизнь каждого гражданина и работу самого государственного аппарата, говорит Бережная.
Наибольшего успеха в этом добились страны «информационной семерки»: Эстония, Израиль, Великобритания, Южная Корея, Канада, Новая Зеландия и Уругвай. Так, в Эстонии любой гражданин может не только заплатить по телефону налоги, но даже проголосовать. Южная Корея на этой базе придумала очень удобную налоговую систему. Великобритания строго контролирует органы власти, обязанные публиковать данные, это помогает анализировать работу всего государства.
Более того, страны «информационной семерки» делятся друг с другом опытом. А значит, учатся в семь раз эффективнее.
— Зачем открыто публиковать данные? — ставит вопрос Тина. — Об этом часто спрашивают чиновники. Но ответ прост: не существует повода не публиковать их!
Конечно, это не касается документов, являющихся государственной тайной, военных бюджетов и секретных разработок. Отдельной строкой идет недопустимость публикации частных данных. В остальном же открытые публикации действительно только помогают. С ними намного проще понимать, где система проседает, т.е. в ней появляются регулярные ошибки. Можно контролировать коррупцию. Можно считать, куда уходят деньги, и где они используются неэффективно. Каждый гражданин получает доступ к информации, помогающей лучше понимать политический процесс в своей стране и городе. Не требовать невозможного, подсказывать лучшие решения и просто знать — куда с какими вопросами можно обращаться.
Открытые данные позволяют сравнивать работу своего государства с другими, перенимать лучший опыт, понимать, где он у нас не срабатывает и почему. В общем — чистое программирование. Eсли ты видишь код программы, значит, можешь найти в нем ошибку, а не ругаться на зависающий и бесполезный компьютер. К слову, именно программирование может научить человека думать аналитически и глобально, — считают специалисты многих государств. Норвегия, например, обучая своих школьников программированию, старается через них привлечь к этой теме и родителей. Потому что просто обладать открытой информацией недостаточно. Надо еще научиться с ней работать.
— Нам мешают сразу несколько факторов, — рассказывает Тина Бережная. — Особенный политический менталитет, информационная неграмотность, а иногда и целенаправленное вредительство.
Наш менталитет — это политика закрытости. Eсли в Великобритании чиновника ждет наказание за сокрытие данных, то у нас могут наказать за публикацию какой-нибудь непринципиальной мелочи.
— Это неправильно и неэффективно, — утверждает Тина Бережная. — Должна существовать презумпция открытости: если это не секретные данные — надо их публиковать.
Таким методом давно пользуются ученые. Они скидывают огромный массив информации, собранной в лаборатории в общий доступ. Мол, разбирайте, молодые коллеги. Те пишут на основе этих данных диссертации. Получается, что огромное количество сведений, которые один человек не в состоянии обработать — анализируется быстро и качественно.
— На государство это тоже легко экстраполировать. Так, например, вредные журналисты, закопавшись в открытые данные, могут подсказать государственным управленцам слабые места, задать им правильные вопросы, — считает Бережная. — А бизнес может найти неожиданные решения. Например, в Бруклине придумали «умный автобус».
Суть в том, что один предприниматель собрал данные по маршруту своего автобуса. И теперь проводит настоящие информационные экскурсии, при помощи технологий по ходу движения автобуса показывая, где находится лучшая кофейня, где — магазин букинистки или кружок танцев. И горожанам хорошо, и бизнесу выгода.
— Но главное, что открытость данных может побудить гражданина доверять государству, — уверена Тина Бережная. — Ведь если тебе есть что от меня скрывать, о каком доверии может идти речь? А государство, которому не доверяют его же граждане — это сплошные проблемы во всех сферах.
Самая большая база открытых данных в России — opendata.open. gov.ru. А самая лучшая по мнению экспертов — на Сахалине.