Ближе к народу, больше спрос
Полицейские не могут пожаловаться на жалобщиков. Сотрудники МВД обязаны реагировать на все заявления, даже если они звучат подобным образом: «…прошу рассмотреть, так как ворью надо воровать больше».
Эти обращения не содержат прямого указания на предмет жалобы. Главное требование гражданина: наказать «бездействующих должностных лиц», вплоть до расстрела. Да, есть и такие примеры. Причем, в «расстрельный список» включены не только представители органов власти, но и общественники. Автора этой жалобы раздражают все, кто пытается подойти к рассмотрению обращения с логической точки зрения. Логика, увы, здесь бессильна.
В пятницу на заседании общественного совета при УМВД по Тюменской области обсуждали работу полиции с обращениями граждан. Но если с конструктивными заявлениями все ясно — их надо отрабатывать по совести и закону. То как быть с жалобами, которые поступают к полицейским пачками от одних и тех же людей и не имеют под собой реальных оснований, — непонятно.
— Наши действия строго регламентированы. Одинаковые требования распространяются на общение со всеми заявителями, даже если некоторые из них ведут себя, скажем так, не совсем адекватно, — объяснил участникам заседания Сергей Лысенко, начальник отдела делопроизводства и режима областного УМВД. — И многое, конечно, зависит от профессионального опыта и личных качеств сотрудника.
Так, опыт Сергея Ивановича показывает: чем сдержаннее и деликатнее разговаривать с эмоциональным гражданином, тем вероятнее, что тому просто наскучит задирать не поддающегося на провокацию собеседника. Впрочем, когда речь идет о некоем психическом отклонении в поведении человека, то подобрать универсальное «противоядие» затруднительно.
Член общественного совета, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Инна Васильева подготовила целый доклад о психологически неблагоприятных типах граждан. Рассказала коллегам о сутяжничестве и так называемом потребительском экстремизме.
— Сутяжника можно определить по форме изложения жалобы, которая чаще всего сводится к утверждению: «я хороший, все остальные — плохие», — говорит Инна Витальевна. — Сутяжник концентрируется на собственных переживаниях, а не на реальной проблеме. Приходит на прием без предварительной договоренности, преувеличивает полученный ущерб, очень много и путано говорит, требует замены должностного лица, которое контролирует исполнение жалобы… При отказе удовлетворить жалобу только увеличивает их количество. Увы, действенных способов остановить этот процесс нет. Кроме как рекомендовать пройти психотерапевтическое обследование. Однако и этот вопрос — спорный. Пока человек не совершил что-то откровенно противозаконное, то никто на такое обследование его направить не может.
Замкнутый круг. По словам председателя совета Александра Петрушина, очень хотелось бы избавить сотрудников органов внутренних дел от долгой и бесполезной переписки с заядлыми жалобщиками, которая отвлекает их от решения реальных задач. Но пока не придумали — как.
Начальник областного УМВД Юрий Алтынов, в свою очередь, считает, что не стоит так уж акцентировать внимание на не совсем адекватных гражданах. Ведь большая часть обращений исходит от людей, которые столкнулись с настоящими проблемами.
— Количество жалоб в этом году увеличилось, — сообщил Юрий Петрович. — Однако это может быть связано, в том числе, с повысившимся доверием к органам внутренних дел. Мы ближе всего к народу и логично, что с нас и спрос больше.
А председатель областной общественной палаты Геннадий Чеботарев, который тоже принял участие в заседании, вообще предрек, что в будущем году количество обращений — в разные госорганы и в том числе к общественникам — станет еще больше. Этому, по мнению Геннадия Николаевича, есть несколько причин. Среди которых: стремление людей к справедливости, серьезное социальное расслоение общества, экономическая нестабильность и, конечно, проблемы личного характера. Потеря работы, распад семьи, болезни… И ничего не поделаешь — надо рассматривать все обращения, чтобы ненароком не выплеснуть с водой ребенка.
***
фото: Обращения в УМВД поступают из разных источников, в том числе — через ящик для писем, что висит на входе в областное управление.