Надежду народу внушат скоморохи
Начать рассказ о новом спектакле молодежного театра «Ангажемент» имени Загоруйко мне хотелось бы с путешествия во времени.
Пока в зале молодежного театра не прозвенел третий звонок, давайте вернемся в недавнее прошлое — в библиотеку имени Менделеева, где идет церемония награждения победителей конкурса «Книга года 2018». Там заслуженный артист России Леонид Окунев, художественный руководитель театра «Ангажемент», пригласил собравшихся гостей на новый спектакль — «Пролетарская мельница счастья». Сделал он это необычно — прочитав стихи Давида Самойлова «Скоморохи».
— А могут ли что-то решить скоморохи? Какие вопросы, в какие эпохи? — проникновенно спрашивает актер.
И сам дает на эти вопросы ответ. Скоморохи могут внушить надежду и накормить смехом. В данном случае, это не просто красивое лирическое отступление. Спектакль «Пролетарская мельница счастья» во многом и по содержанию, и по задумке режиссера созвучен «Скоморохам» Самойлова.
Мы уже писали, что этот спектакль был поставлен на грант министерства культуры, и взялся за него молодой режиссер Максим Иванов. Eго молодость, по мнению Леонида Окунева, отразилась и на постановке.
— Эксперимент? Безусловно, — предупреждает Леонид Григорьевич. — Но очень интересный. Так молодежь видит наше общее прошлое.
«Пролетарская мельница счастья» получился спектаклем нарочито фарсовым, исполненным в традициях итальянского театра масок. Актеры сидят рядом с помостом, установленным на сцене, сначала маски откинуты на затылок. Когда наступает пора выступить, под общий крик «Ааап!» они вскакивают на помост и надевают маски, тут же входя в яркий, характерный образ.
Среди героев есть, например, толстый, как бочка на тоненьких ножках, словно сошедший с советского плаката, буржуй Вырин. И благородный буденовец, «косая сажень» в плечах, Степан Бобыля. Похожие на гипсовые статуи пионера и пионерки сын коммуниста, председателя деревни, и дочка Вырина, тоже коммунистических взглядов. В общем, персонажи узнаваемые.
Заметно, что режиссер выбирал маски не случайно. Например, в маске Пульчинеллы (это ленивый итальянский крестьянин, обманутый женой) в этом спектакле персонаж, который полностью ей соответствует. Он тоже крестьянин и тоже женой обманутый.
Сама же история начинается с того, что Степан, чья семья голодает, придумал построить чудесную мельницу. По его задумке, она станет работать без всякого топлива и прокормит весь пролетарский народ. От государства изобретатель требует только колеса и цепи (в общем-то, большего в деревне ему предоставить не могут).
Вся эта коммунистическая сказка приправлена современным юмором. Где-то с эротической ноткой, где-то с политической.
— Это у них там, в Америке, говорят, люди вынуждены лягушек есть. Мы, слава богу, до такого еще не докатились! — успокаивает голодную семью Степан.
Eго жена только тяжело вздыхает, а зрители в зале понимающе хохочут. Мы тоже подустали от рассказов, как плохо живется на Западе, когда, очевидно, нам самим живется непросто.
Отсылки к современности смело раскиданы режиссером повсюду. Однажды Степан даже упоминает, что дело происходит в Тюмени. Но на самом деле этот спектакль не политическая сатира. «Пролетарская мельница» — это добрая усмешка над верой людей в возможность всеобщего счастья, которое придет просто так, из ниоткуда. Степан Бобыля, без всякого образования и умений, придумывает, как устроить жизнь народа и победить социальную несправедливость. А его мельница — машина без всяких технических возможностей, на колесах, цепях и деревянном масле — должна работать как вечный двигатель. Самое смешное то, насколько искренне люди хотят верить в эту невозможную мельницу. Даже циничный буржуй Вырин поддается страху перед этой верой и убивает Степана, сжигая его творение. Тем самым навсегда делая его героем, а его мельницу — возможной. Когда-нибудь, когда появится еще один такой же Степан.
Фарс, безусловно, не самый понятный из жанров. Но утрированный, громоздкий юмор хорошо вписывается в рассказанную историю. И если отнестись к этой манере повествования благосклонно, то «скоморохи» накормят вас смехом вдоволь. А еще заставят задуматься: почему нам так часто хочется верить в невозможные «мельницы счастья»?
***
фото: Сцены из нового спектакля молодежного театра «Ангажемент» — «Пролетарская мельница счастья». ;;;;