Подарок, но не пол елочкой
В клубе зимнего плавания «Кристалл» четверть века назад родилась традиция встречать Новый год в проруби.
Eсли вы боитесь самого слова «мороз», то дальше можете просто не читать. А если все-таки хоть раз в жизни испытали удовольствие от контраста температур, окунувшись в горное озеро или речку, — то вы поймете этих людей.
История приобщения к зимнему плаванию Сергея Сидорова, основателя и руководителя клуба «Кристалл», началась, как и у многих, — от противного. В Тюмень он приехал из Средней Азии и от резкой смены климата постоянно болел. Врачи только разводили руками и прописывали очередные антибиотики. Тогда он решил кардинально поменять ситуацию по принципу: «Клин клином вышибают». И начал с осени купаться в Туре. Быть одиночкой в любом деле непросто. Но однажды сестра, прочитав какую-то газету, сказала: «Ты тут ерундой занимаешься, а вот человек дал объявление, что хочет создать клуб моржей».
— Оказалось, что еще кому-то надоело болеть, — вспоминает Сергей Владимирович. — Откликнулся на объявление, познакомились. Мужчина и рассказал, что ищет сторонников потому, что тяжело одному прорубь делать. Пока рубишь лед, так упахаешься, уже и плавать не хочется.
Так все и началось. В январе 1988 года в ДК «Строитель» состоялось первое организационное собрание клуба. Человек 50 пришло, но остались единицы, многие испугались, что надо будет постоянно в прорубь окунаться.
Но кто-то сомневался, а Сидоров — нет. Лор-врач ахнула, узнав, что он с хроническим тонзиллитом в проруби купается. И всплеснула руками, когда увидела его горло: «Чем лечились? Не обманывайте, что ничем, я же все вижу». Обещала попробовать на себе оздоровительный эффект зимнего плавания, но не решилась.
Медики к ним присматривались часто. Приходили, удивлялись, но пробовали немногие. Со станции переливания крови к ним долго ходила Лариса Глазунова. Вначале хотела только окунуться и все, но потом втянулась, захотела еще и соревноваться. Потом начала бегать марафоны — побеждала в своей возрастной категории. И, добившись всех поставленных целей, потеряла интерес. Хотя потом говорила, что о том времени у нее остались теплые воспоминания.
Сейчас в клубе «Кристалл» занимаются более 300 человек. Eжедневно искупаться в проруби приходит под сотню. Особенно вырос поток сторонников зимнего плавания, когда у клуба появился свой большой трехэтажный дом. Eсли сравнить с вагончиком на улице Таймырской, где он размещался раньше, это — настоящие хоромы.
— Даже при разовом заходе в прорубь получается оздоровительный эффект, — говорит Сергей Сидоров. — Да, это шок для организма, но легкий. Не больше, чем если бы вас напугали из-за угла. Раз — и все прошло. Но все-таки в занятиях должна быть система. Не обязательно ходить каждый день, достаточно два раза в неделю, чтобы иммунка была в тонусе.
Новички удивляются, почему, когда выходишь из воды, не чувствуешь холода. Сидоров объясняет, что физиология срабатывает, кровь приливает к поверхности кожи. Правда, ненадолго, поэтому на морозе после купания не постоишь. Особенно если на улице за минус 30. Волосы сразу встают дыбом, покрываются корочкой льда. Многим это даже нравится: заходишь в тепло, и лед на тебе тает… Экстремалы после купания в проруби могут еще и кросс пробежать.
Кстати, по давно заведенной здесь традиции Новый год «моржи» встречают не за накрытым столом, а в проруби. Приходят в клубный дом на Мельникайте, 57/2, организуют праздник с викторинами и конкурсами, ждут, когда начнет выступать президент. Слушают его стоя, но в купальных костюмах.
И как только зазвучали куранты — бегом в прорубь. И плавают в ледяной воде под вспышки фейерверков. Потом обсыхают, наряжаются — и бегут до площади 400-летия Тюмени. Мужчины — с голым торсом. Туда и обратно — уходит около часа. Хорошее шоу получается!
Встречать здесь Новый год приходят семьями. Например, муж ходит и приводит жену попраздновать, даже если она еще боится окунаться. Такой вот делает ей новогодний подарок.
— Кто-то, может, считает странным Новый год встречать без шампанского, — говорит Сидоров. — А нам не скучно. У нас весело. А потом еще — банька, прорубь — такое наслаждение. Как будто заново родился. Вот так и начинаем новый год.
И нет вопроса, чем бы заняться в длинные новогодние каникулы. Приходим сюда, делаем прорубь, купаемся. А раз тут такой большой дом, то и работа всегда и всем найдется. Скучать некогда.
Интересно, что в клуб зимнего плавания ходят много женщин. Их чуть ли не большинство. А мужиков и здесь не хватает, кому-то же надо прорубь рубить.
— Женщин больше, потому что они — более решительные, выносливые, приспосабливаются быстрее, — считает Сергей Владимирович. — Мужчины долго взвешивают, раздумывают. Я вот уже больше 30 лет зимним плаванием занимаюсь, но каждый раз при заходе в прорубь настраиваюсь. А женщины идут смело. Только в самые морозы их оказалось меньше, все-таки себя жалеют.
Светлана Давыдова, например, занимается всего несколько месяцев и первый раз будет встречать с «моржами» Новый год. До этого она три года целенаправленно обливалась дома.
— Начала заниматься зимним плаванием, и радости в жизни стало больше, — говорит Светлана. — Жаль, что раньше сюда не пришла.
А Сергей Аргунов — один из старожилов клуба. К зимнему плаванию относится философски. Считает, что никогда и никого в прорубь тащить не надо.
— Прорубь — это не чудачество, а путь к самому себе, к своему слиянию с природой, — уверен Сергей Петрович. — Моржевание — не разовый эксперимент, а путь развития. Путь этот ведет к радости. Но и в ней надо знать меру. Нельзя наращивать обороты в погоней за все большей дозой острых ощущений. Мы же не пингвины, не можем постоянно жить в холодной воде. Здесь надо прислушиваться к себе. И почаще вспоминать слова Бернарда Шоу о том, что мы научились летать, как птицы, плавать, как рыбы. Когда же научимся жить, как люди?
***
фото: Сергей Аргунов ;Светлана Давыдова.