Выпиваем больше, чем доим?
Мне, обычному покупателю, сложно осознать, что мы испытываем дефицит молока. Ни разу не видела в магазине драки изза последнего пакета. Молочных продуктов на прилавках полно. На мойто взгляд, даже с избытком.
Однако это — мое личное наблюдение. А есть наблюдения специалистов Центра изучения молочного рынка. Вчера директор этого центра Михаил Мищенко посетил Тюмень и поделился экспертными сведениями с журналистами: на сегодняшний день показатель потребления молока в нашей стране составляет 152 килограмма на душу населения, а производство — всего 122 килограмма.
Но откуда тогда в магазинах эта куча сыров, йогуртов, всяких ряженок и прочей молочки, которая прозябает на прилавках, никем не сметаемая, а после истечения срока годности отправляется на утилизацию?
По словам Михаила Александровича, недостачу в сырье российские заводы по переработке молока компенсируют закупками за рубежом — по большей части, сухого молока. Импорт составляет примерно 20 процентов сырья, из которого в дальнейшем производится российская молочная продукция.
— А качественная ли — из сухого-то молока? — подозрительно спросили журналисты.
— Сырое и сухое молоко — это как сырое и вареное яйцо. Оно меняет свою консистенцию, но не теряет качества — с учетом, что произведено из качественного сырого молока, — объяснил Мищенко. — Некоторую продукцию по ГОСТу вообще положено производить исключительно из сухого молока. Это, например, йогурты, творожки…
Так что импорт сухого молока — не самое страшное. Точнее, вообще не страшное для потребителя явление. А вот растительные жиры, на основе которых изготавливают фальсифицированную продукцию и выдают ее за настоящую молочную, — серьезная проблема. За счет этой продукции создается впечатление, что живем мы буквально-таки по берегам молочных рек. Внимательнее смотрите на состав продукта! Чтобы ненароком не вляпаться вместо молока во что-нибудь практически несъедобное.
Впрочем, потребитель в этом смысле стал грамотнее и требовательнее, считает Михаил Александрович. Последние годы растет спрос на все натуральное, и производители молочной продукции, если хотят удержаться на рынке, должны выдавать покупателям все самое качественное.
— В противном случае вместо сыра или, скажем, сливочного масла сомнительного качества покупатель лучше приобретет кусок мяса. Потому что в его натуральности он будет уверен. А это те же белки и жиры, — привел пример Мищенко.
В общем, фальсификат пользуется все меньшим спросом, считает Михаил Александрович. И надо наполнять прилавки качественной молочной продукцией. Желательно, местного производства и из местного сырья.
Что касается Тюменской области, то она, по оценкам экспертов, могла бы обеспечивать не только себя, но и другие российские регионы. В частности, тем же сухим молоком, сыром, маслом. Наш край, по словам Мищенко, в советские времена славился именно этими видами молочной продукции. Почему бы не вернуть былую славу? Осталось только развить собственное производство сырого молока — увы, в этом смысле мы тоже являемся дефицитным регионом.
Причина этого, среди прочего, — низкая закупочная стоимость сырого молока. Сейчас она составляет в среднем по России 25,6 рубля за литр без учета НДС. И фермерам невыгодно держать хозяйство и снабжать сырьем заводы. А заводы, в свою очередь, ориентируются на мировые цены — есть смысл им платить больше своим, если могут купить дешевле за рубежом?..
Тем не менее, говорит Михаил Мищенко, положительные тенденции все же намечаются: с 2002 года по 2017-й прирост производства сырого молока составил более 13 процентов. В 2018, правда, прирост замедлился как раз за счет низких закупочных цен.
Но отдельно взятые производители не унывают и тянут молочную лямку. По наблюдениям все тех же экспертов, успешнее всего дела идут у тех, кто внимательнее всего относится к своим потребителям, не экономит на качественном сырье и не хитрит с составом продуктов, обеспечивая себя хорошим имиджем и постоянными покупателями.
***
фото: На одной из тюменских ферм ;Михаил Мищенко ;Молочная продукция от местного производителя.