Семейная ценность
Вчера знающие люди отмечали День почерка.
…Татьяна Николаевна держит в руках немного потрепанную тетрадь. Эта тетрадь стала для ее отца-фронтовика, старшины 305-го Гвардейского стрелкового Нижнеднестровского Краснознаменного полка Николая Филипповича Жукова, дневником. Исписана ровным, красивым почерком: аккуратные строчки, с равным отступом друг от друга, как будто их по линейке вымеряли.
В январе 1945 полк участвовал в штурме Будапешта. Во время уличных боев наводчик миномета Жуков успешно подавил огневые точки противника, за что был награжден орденом Славы III степени. Вероятно, тетрадь он подобрал именно в Будапеште: надписи на титульном листе сделаны на венгерском, верхние и нижние углы защищены металлическими скобами.
— У папы был каллиграфический почерк, — говорит Татьяна Николаевна. — Он над ним много работал, когда учился в школе. Закончил ее с одними пятерками, за что получил Сталинскую премию. Возможно, хороший почерк в нашей семье передается по наследству. Мой дедушка Филипп Михайлович воевал на Первой мировой, был в плену, в лагере для военнопленных на польской территории. Когда возвращался в Сибирь, оказался в Гуляйполе, в анархистской республике Нестора Махно. Там было много идейных крестьян, а грамотных мало. Вот и служил там дедушка писарем, набивал руку.
Сейчас разборчивый почерк людям вроде и ни к чему: проще набрать текст на компьютере. Именно поэтому он и приобретает особую, почти музейную, ценность.
***
фото: Татьяна Лобанова с дневником отца.