X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Черное золото» Сибири

Начавшийся 2019 год богат на «нефтяные» юбилейные даты.

В потоке времени

Через 15 лет после образования 14 августа 1944 года Тюменской области здесь было открыто первое нефтяное месторождение, а еще через пять лет началась промышленная эксплуатация Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Впрочем, первое упоминание о разведке нефти бурением восточнее Уральского хребта относится к 4 октября 1911 года:

«Тобольское управление государственных имуществ объявляет, что на основании… выдано товариществу «Пономаренко и Ко» дополнительное свидетельство на право производства в течении двух лет разведок нефти. в районе Тобольского уезда, Нарымской волости, Кондинской V разъезда дачи, на Летнем бору, отстоящем от юрт Цингалинских приблизительно в 10 верстах».

Последующие революционные события — Первая мировая война, революция и Гражданская война — не располагали к целенаправленному изучению недр Западной Сибири.

Интерес к новым источникам топлива и энергии за Уралом вновь возник лишь в начале 30-х годов в связи с индустриализацией страны.

Большая заслуга в привлечении внимания к Западной Сибири принадлежала академику Ивану Губкину (1871-1939). 21 июня 1931 года в докладе на чрезвычайной сессии Академии наук СССР в Москве он впервые обозначил проблему поисков нефти в этом районе:

«Необходимо искать нефть на восточном склоне Урала, предварительно разведав эти места геофизическим методом».

Через год он возвращается к этой теме на страницах «Правды».

«Мне думается, что эта разведка может увенчаться успехом. Перспективы и значение разработки нефти в этих районах огромны. Добыча может обеспечить не только потребности Урало-Кузнецкого комбината, но и всего народного хозяйства».

В феврале 1935 года трест «Востокнефть», базировавшийся в Уфе, организовал под руководством инженера-геолога Виктора Васильева (1910-1973) геолого-поисковые работы на Иртыше, Оби, Югане, Тавде. Здесь было пробурено 32 скважины глубиной от 10 до 48 метров. Полученные материалы свидетельствовали о необходимости дальнейшего планомерного изучения Западной Сибири.

10 сентября 1939 года начальник Главгеологии Василий Сенюков (1907-1975), ученик, соратник и последователь Губкина, направил наркому топливной промышленности СССР Лазарю Кагановичу (1893-1991) докладную записку:

«Во исполнении Ваших указаний по форсированию поисков нефти в Сибири предлагается подготовить в 1940 году в пределах Западно-Сибирской низменности заложение ряда глубоких скважин… Грандиозная по площади Западно-Сибирская низменность — одна из самых перспективных геологических областей в Сибири по нефтеносности.»

Развернуть эти работы не удалось — началась Великая Отечественная война.

После ее победного окончания приказом N 15 от 15 января 1948 года министра геологии СССР Ильи Малышева (1904-1973) была организована Тюменская нефтеразведочная экспедиция. Начальником ТНРЭ назначен Исаак Павловский.

Первую опорную скважину экспедиция заложила на окраине Тюмени возле Текутьевского кладбища. Бурение начали 15 февраля 1949 года и закончили 5 июня 1950 года при достижении проектной глубины 2000,3 метра.

Буровую бригаду, командированную в Тюмень с нефтепромысла «Гудермес Ново-Грозненской конторы бурения треста «Грознефть» возглавлял буровой мастер Баграт Мкртович Мелик-Карамов.

В результате бурения и испытания скважины нефтегазоносных объектов не было выявлено. Однако эта скважина указала геологам вектор поиска — на север Западной Сибири. И через 20 лет сын Мелик-Карамова — Николай Борисович (1930-1975) стал первооткрывателем Покачевского нефтяного месторождения. За выдающиеся достижения в труде ему в 1966 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа в сентябре 2017 года установлен его бронзовый бюст.

Начало «большой нефти»

Хотя общее направление нефтепоисковых работ в сторону северной части Тюменской области уже просматривалось, получить убедительные данные, подтверждающие наличие промышленных запасов нефти, долгое время не удавалось.

Поэтому курировавший энергетику страны, в том числе и поисково-разведочные работы на нефть и газ, первый зампред Совета министров СССР Лаврентий Берия (1899-1953) принял решение о прекращении этих работ в Западной Сибири. Однако 26 июня 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС Лаврентия Павловича арестовали как «английского шпиона» и сексуального маньяка. А еще через три месяца 21 сентября 1953-го в 21 час 30 минут на опорной скважине Р-1 Березовской буровой партии произошел внезапный газоводяной выброс.

Из небольшого поселка Березово, известного прежде тем, что там отбывали ссылку светлейший князь Александр Меншиков и «демон революции» Лев Троцкий, в Тюмень пришла телеграмма:

«Управляющему трестом «Тюменьнефтегеология» Шиленко. Выброс при подъеме инструмента. Давление на устье 75 атмосфер. Срочно ждем самолет. Начальник Березовской буровой партии Сурков».

Так небольшое по площади и запасам Березовское газовое месторождение доказало нефтегазоносность Западно-Сибирской низменности. Председатель Госплана СССР Николай Байбаков (1911-2008) в своей книге «Дело жизни» писал:

«Газ Березова поставил последнюю точку в спорах ученых о перспективности Западной Сибири. Даже, пожалуй, восклицательный знак».

Но прошло еще шесть лет до получения первого притока нефти: 25 сентября 1959 года на берегу таежной речки Мулымьинки, вблизи ее впадения в реку Конду.

Дебит поисковой скважины 2-Р, пробуренной бригадой бурмастера Семена Урусова (1926-1991), был невелик, всего одна тонна в сутки, но главным было то, что нефть Западной Сибири обрела, наконец, свое реальное воплощение. С этой даты исчисляется история открытия «большой тюменской нефти». Газета «Тюменская правда» от 4 октября 1959 года сообщала:

«25 сентября вблизи села Ша- им открыт нефтяной пласт. Учитывая, что село Шаим находится на расстоянии 280 км от села Малый Атлым, где также обнаружено наличие нефти, можно рассчитывать на большие перспективы первого нефтяного района Сибири. Тюменская область может в скором будущем стать новым советским Баку».

Промышленная значимость залежей нефти в Шаимском районе была установлена последующим бурением и опробованием разведочных скважин: Мулымьинской 7-Р (апрель 1960 года, дебит около 10 тонн в сутки) и Трехозерной 6-Р, из которой в июне 1960 года получен фонтанный приток нефти дебитом более 300 тонн в сутки. Эта скважина считается первооткрывательницей первого в Западной Сибири нефтяного месторождения — Трехозерного.

Начальник Шаимской нефтеразведочной экспедиции Михаил Шалавин (1908-1970) направил начальнику Тюменского территориального геологического управления Раулю-Юрию Эрвье (1909-1995) радиограмму:

«Скважина Р-6 фонтанировала. в земляной амбар. Eмкость амбара определяется в 200300 кубометров. Амбар почти полностью заполнен нефтью».

По действовавшему тогда режиму секретности Шалавин своеобразно «засекретил» сведения о количестве нефти — по-азербайджански: «Ики юз али уч юз». Это означало 200-300 тонн в сутки. Они с Эрвье понимали: раньше оба работали на Кавказе.

Бурильщики из бригады Урусова вспоминали:

«Все мы были сильно уставшие, не выспавшиеся.Вдруг крик: «фонтан шибанул». Мы — туда, к скважине. И, впрямь, видим — фонтан-то нешуточный. Все давай орать от радости. Мазали руки и лица нефтью.»

Это событие отразил в своем творчестве поэт и актер Владимир Высоцкий (1938-1980):

И нефть пошла! Мы, по болотам рыская,

Не на пол-литра выиграли спор — Тюмень,

Сибирь, земля ханты-мансийская

Сквозила нефтью из открытых пор.

Буровому мастеру Урусову в 1962 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В городе Урае ему установлен памятник.

В короткое время были открыты месторождения — Мегионское и Усть-Балыкское (1961), Локосовское и Федоровское (1963), Мамонтовское (1965)… И в том же 1965-м — Самотлор — нефтяная жемчужина Западной Сибири.

Быстро, дешево и много

Штаб разведчиков недр находился в Тюмени и назывался Главтюменьгеологией (с 22 августа 1966 года). Eго возглавляли Рауль-Юрий Эрвье, а после его назначения заместителем министра геологии СССР — Фарман Курбаноглы Салманов (19312007). Они внесли решающий вклад в мобилизацию геологов и геофизиков для доказательства нефтегазоносной перспективности Западной Сибири, за что удостоены званий Героев Социалистического Труд (1962 и 1966).

Выступая 12 декабря 1962 года на второй сессии Верховного Совета СССР, депутат от Тюменской области Борис Щербина (1919-1990) подчеркнул:

«Открытие Тюменского нефтегазоносного района, запасы которого превосходят все до сих пор известные в стране, является крупнейшим событием в науке и геологической практике.»

Eще через год Совет министров СССР принял постановление «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области».

Тогда же здесь побывала партийно-государственная комиссия, которая решила: пробную эксплуатацию начать в 1964 году. Те, кто отстоял это право, должны были теперь доказать другое: западносибирскую нефть можно добывать быстро, дешево и много.

11 сентября 1965 года производственное объединение «Тюменьнефтегаз» (создано в январе 1964 года) было преобразовано в Главное производственное управление по добыче нефти — «Главтюменнефтегаз». Eго возглавил Виктор Муравленко (19121977), известный в стране нефтяник, бывший начальник нефтяного управления Средневолжского совнархоза, Герой Социалистического Труда. Свое первое выступление в «Тюменской правде» от 5 ноября 1965 он озаглавил символично: «Все решат темпы!» И понеслось. В 1964 году вместо плановых 100 тысяч страна получила с тюменских промыслов 209 тысяч тонн нефти. Это стало основанием для перехода от пробной к промышленной добыче нефти и утверждения стратегии «покорения» Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции «брать нефть штурмом»: как можно быстрее, отбрасывая все, что не определяло очередной производственный успех и рекорд.

Такая политика, безусловно, радовала региональную партийно-советскую власть, геологов и нефтяников. Но сразу возникла проблема: что делать с добытой нефтью. Выручили сибирские реки.

Нефтяная навигация

23 мая 1964 года у нефтеналивного причала «Сухой Бор» на реке Конде (688 км от устья) встал под загрузку трехозерской нефтью первый танкер ТН-652 капитана Константина Третьякова. Через пять дней по протоке Юганская Обь с первой усть-балыкской нефтью отошел караван буксирного парохода «Капитан» Николая Лунина. 4-6 июня суда отшвартовались у Николаевского причала Омского нефтеперерабатывающего завода. Капитаны доложили в диспетчерскую Тюменского линейного речного пароходства:

«Первые рейсы нефтяной навигации завершены успешно! Экипажи работают отлично».

Начальник Тюменского геологического управления Эрвье писал:

«Я пережил большую радость, когда первая тюменская нефть хлынула в нефтяную баржу. Такое же чувство, чувство радости, гордости и удовлетворения разведчика, испытал я, когда присутствовал в Омске на торжественном приеме тюменской нефти коллективом нефтеперерабатывающего завода».

Всего на сибирских реках было три нефтяных навигации в 19641966 годах. Речным транспортом в Омск доставлено 736 тысяч тонн нефти.

В то же время стало ясно: при навигационных периодах на Конде, Оби и Иртыше (120-140 дней) 40 нефтеналивных барж, изготовленных на Тюменском судостроительном заводе, не справляются с доставкой в Омск на переработку все возрастающих объемов добытой западносибирской нефти. Потребовалось ускоренное создание сети магистральных трубопроводов.

Звездный час нефтяной Сибири

18 июля 1964 года возле села Eмбаево на окраине Тюмени ковшом экскаватора вынут первый кубометр грунта. Первая плеть будущей трассы уложена в траншею. А по встречной нитке шла труба от Шаима. Уже 28 декабря 1965 года «Тюменская правда» сообщила: «Получай, страна, тюменскую нефть».

***
фото: Памятник первой буровой;Усть-Балык, закачка первого танкера;Алексей Барсуков, Виктор Муравленко, Юрий Эрвье;Доставка нефти по воде и рельсам.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта