Арабские пряности и звонкая капель
Обворожительный Восток
В концертном зале института культуры в субботу состоялся День арабской культуры.
«И почему я до сих пор не знаю ни одного слова по-арабски?» — подумала я, попав в толпу студентов, которые ждали, когда же откроются двери зала. Большинство из них были смуглыми и в восточных одеяниях. Само по себе уже интересно! Хотелось понять, о чем же они говорят.
День арабской культуры стал итогом цикла мартовских мероприятий, которые вообще-то проходили в «Школе арабистики» ТюмГУ. В образовательной программе этой школы — лекции о культуре и истории стран Востока, мастер-классы по арабскому языку и письменности. Для школьников, которые успешно прошли эту школу, в арабском центре вуза подготовили бонусные карты для поступления в ТюмГУ. А для остальных, интересующихся культурой Востока, — выступления студентов из разных стран.
На этом концерте я поняла, что представление о восточных танцах имею очень смутное. Белли-данс (танец живота), конечно, неотъемлемая часть этой танцевальной культуры, но далеко не единственная. Например, танец сауди, что родом из северного Eгипта, очень резкий, темпераментный, даже агрессивный, его исполняют с саблями или в более мягком варианте — с деревянными тростями. И если в нем еще участвуют женщины в черных одеяниях (студия восточного танца «Султана»), то становится даже немного не по себе. Не хотелось бы оказаться на их пути.
Традиционные танцы народов Туниса, наоборот, очень женственные и пластичные (их танцевали с подушками). В противовес им — нубийские. Хоть и с элементами танца живота, но исполняются в таком быстром темпе, что от привычной томности не остается и следа. Но в глазах танцующих все-таки проскакивает характерная для исполнительниц гаремных танцев хитринка.
А каков невероятно красивый и нежный танец халиджи! Танцующие завораживают зрителей своими плавными движениями, сопровождающимися звоном и блеском монист.
Арабские танцы оказались такими разными по стилям, темпераменту и смысловому наполнению. Невозможно не поддаться их очарованию. И снова спросить у самой себя: почему я так мало знаю о восточной культуре?
Все оттенки капели
В органном зале филармонии в субботу состоялся заключительный концерт из цикла «Орган плюс». Eго посвятили весне.
Действительно, для завершения цикла и придумывать ничего не надо, поскольку в творчестве почти каждого композитора есть произведения об этом времени года. В программу включили произведения Вивальди, Бетховена, Баха, Чайковского, Рахманинова. Каждый из композиторов по-своему выражал в музыке время пробуждения и обновления природы.
Задумчивую и неторопливую глубину звуков органа (за ним — Мария Блажевич) дополняли трепетные, дрожащие звуки скрипки (Даниил Eлькин). Как будто хрупкий подснежник пробивался через толщу уже подтаявших сугробов к яркому солнцу.
Торжество и величие весны звучало и в потрясающем слиянии органа, скрипки и арфы (Алена Дубровина). Гармоничное многоголосие трех инструментов превращало музыкальный рассказ в «Сказку весны», шаг за шагом преображающей природу. Щебетание и многоголосие птиц наполняло весенние концерты Вивальди из цикла «Времена года».
Однако весна может быть не только нежной и трепетной, но и требовательной, темпераментной, как музыка Бетховена (прозвучала его «Весенняя соната»). Добавляли красок солнечному настроению романсы Сергей Рахманинова в исполнении солистки Тюменского филармонического оркестра Эльвиры Саниевской.
Какие разные оттенки у весенней капели!
***
фото: Танец с подушками ;Арабская вечеринка ;Эльвира Саниевская ;Даниил Елькин.