X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Остаться учителем

В предвоенные годы в Сибири одной из самых востребованных мужских профессий была профессия учителя. Мужчин-учителей до 1 сентября 1939 года в армию не призывали — в них нуждались в городах и селах. Война сделала учителей солдатами. Но те, кто уцелел в военной мясорубке, хотели учить детей и сами учиться.

Военная молодость Виктора Югринова

Реальные успехи большевиков в деле «культурной революции» были сильно преувеличены. По переписи населения в 1937 году выяснилось, что даже среди молодежи 18-19 лет было 8,5 процента безграмотных, а среди 30-летних безграмотным был каждый четвертый.

Командующий Белорусским военным округом командарм 1-го ранга Иероним Уборевич докладывал: «Каждый призыв бойцов из деревни приносит к нам в казармы 35 малограмотных на сотню. Но и эти «малограмотные», по сути дела, совершенно безграмотные: еле пишут фамилию и в час прочтут две страницы. Это люди, которые не знают, кто такой Сталин, кто такой Гитлер, где запад, где восток, что такое социализм. И в армии мы мучаемся, месяцами обучая их грамоте. У нас имеются инженеры и техники, которые не знают, под каким соусом едят термодинамику, не знают дробей, потому что в средней школе черт знает что делалось».

Поэтому призванного в августе 1940 года в Красную армию 17-летнего первокурсника Тобольского педучилища Виктора Югринова направили после полковой школы 310-го пушечно-артиллерийского полка Архангельского военного округа на второй день войны в 1-е Ленинградского ордена Ленина Краснознаменное артиллерийское училище, эвакуированное в г. Энгельс. Через шесть месяцев ускоренного курса обучения присвоили звание лейтенанта и назначили командиром взвода 76-мм орудий в 7-ю гвардейскую стрелковую дивизию 1-й Ударной армии Северо-Западного фронта.

На войне взрослели быстро. Тяжелое и два легких ранения. Два ордена Красной звезды и Отечественной войны 1-й степени, да медаль «За отвагу». Командир артиллерийской батареи и дивизиона — от лейтенанта до подполковника.

В боевых характеристиках 22-х летнего Югринова отмечено: «…В артиллерийском, стрелковом и тактическом отношении подготовлен хорошо. Организаторскими способностями обладает. Материальную часть, конский состав и механическую тягу содержит в образцовом состоянии. В бою смел, решителен и инициативен. Среди личного состава пользуется уважением и авторитетом. Политически и морально устойчив. Партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан. Занимаемой должности командира артдивизиона соответствует.» Но там же: «.Имеет склонность к преподавательской работе. Хочет быть учителем.»

На гражданку перспективного начальника штаба артиллерии 32-го стрелкового корпуса 25-й армии Дальневосточного военного округа подполковника Югринова уволили только при первом хрущевском сокращении вооруженных сил в августе 1956 года. Он поступил на 1-й курс Тюменского педагогического института и через пять лет стал учителем математики и директором средней школы N 7 г. Тюмени.

Eго талант организатора педагогического труда и внешкольного воспитания молодежи раскрылся в должности заведующего городским отделом народного образования: с 1964 года до выхода на пенсию. А потом фронтовик и заслуженный учитель РСФСР Югринов возглавлял совет ветеранов войны и труда, став почетным гражданином нашего города.

Братья Сотниковы

Они, Георгий и Николай, родились в 1921 и 1926 годах в деревне Малоскаредной Аромашевского района. В 1930 году крестьянское хозяйство Сотниковых — Якова Григорьевича и Феодоры Романовны — раскулачили, а самих с детьми выслали в Вагайский район на лесозаготовки. Там, в леспромхозе «Западный», братья окончили школу-семилетку и поступили один за другим в Тобольское педагогическое училище.

Высланные на север крестьяне и их дети считались «политически неблагонадежными». На службу в рабоче-крестьянскую Красную армию не призывались. В пионерскую и комсомольскую организации их не принимали. К сдаче норм на значки «Ворошиловский стрелок» и «Готов к труду и обороне» не допускали.

Когда началась война и выяснилось, что спецпоселенцы сохраняют лояльность коммунистическому режиму, было решено мобилизовать молодежь призывного возраста в действующую армию.

12 июня 1942 года учителя начальной школы из села Худяково Тобольского района Георгия Сотникова отправили в Омск на сборный пункт «Черемушки». Там он принял военную присягу и уже 20 июня безо всякой подготовки убыл на Волховский фронт в 1098-й стрелковый полк 327-й стрелковой дивизии наводчиком 45-мм пушки. После ранения окончил с отличием курсы младших лейтенантов при 8-й армии и продолжал воевать командиром артиллерийской батареи на Волховском, 3-м Прибалтийском и 1-м Украинском фронтах. Был трижды ранен, но «из боев не выходил». Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

В январе 1945 года при освобождении Польши «за умелое огневое обеспечение продвижения стрелковых подразделений, за отражение четырех контратак противника с большими для него потерями.» командира батареи 1009-го артиллерийского полка 225-й стрелковой Новгородской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии лейтенанта Сотникова представили к званию Героя Советского Союза. Однако зацепились за отметку в его личном деле «.происходит из семьи раскулаченного спецпоселенца» и ограничились вручением ему ордена Александра Невского, учрежденного 29 июля 1942 года. Орден мог получить офицер Красной армии от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу нанесен большой урон. Всего он был вручен 42 тысячи раз.

А младший брат, отправленный на войну в ноябре 1943 года в 17 лет со второго курса Тобольского педучилища, за «героизм и мужество», проявленные в том же январе 1945 года «при форсировании Одера», получил к двум ранним медалям «За отвагу» Золотую звезду Героя Советского Союза. Потому что на пулеметчика 904-го стрелкового полка 245-й стрелковой 59-й армии 1-го Украинского фронта ефрейтора Сотникова Николая Яковлевича в отличие от старшего брата-офицера не заводилось личное дело, и сомнений в его «классовой неполноценности» у утвердившего его наградной лист командующего фронтом маршала Ивана Конева не возникло.

После окончания войны братьев Сотниковых как учителей демобилизовали в первую очередь (на 1 июня 1945 года в строю находилось 12 миллионов 839 тысяч 600 человек, в госпиталях на излечении — 1 миллион 46 тысяч человек, в войсках НКВД — 403 тысячи — А.П.). Оба возвратились в школы.

Георгий Яковлевич работал учителем математики и директором Покровской средней школы в Ярковском районе, возглавлял там районный отдел народного образования. В декабре 1963 года ему присвоили звание заслуженного учителя РСФСР и. старшего лейтенанта запаса. В характеризующих его документах подчеркнуто: «.В боевой обстановке ведет себя стойко и мужественно. смелый и храбрый офицер Красной армии. лучший учитель и директор Ярковского района. является хорошим мужем и отцом троих детей». До выхода на пенсию он — учитель физики (заочно окончил Тюменский пединститут) и директор (десять лет) средней школы в селе Успенка Тюменского района. А потом организовал в доме, построенном в 1914 году волостным правлением под школу, народный краеведческий музей, который стал уникальным культурно- просветительским центром (12 залов через дорогу от православного храма), сохраняющим для будущих поколений историю и крестьянские традиции родной земли.

А Николая Яковлевича выдвинули после 1954 года в связи с «освоением целинных и залежных земель» на партийную работу в систему Западно-Сибирского лесного хозяйства и мелиорации. Из-за тяжелого ранения и последующей инвалидности он в воинском звании выше ефрейтора не поднялся. А в душе, равняясь на старшего брата, также остался учителем.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта