X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

В надежде, что мир будет долгим

День Победы — праздник, который, кажется, должен вызывать вполне понятные чувства у каждого человека в нашей стране. Ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».

Но в последнее время вокруг 9 Мая споры. Блогеры, журналисты, общественные деятели и политические лидеры задаются вопросами о том, как праздновать День Победы. Рассуждают о политической подоплеке праздника, о том, кого нам необходимо чтить, и о многом другом.

А люди, тем временем, празднуют…

Душа попросила

День Победы в Тюмени начинается очень рано. Несмотря на то, что шествие запланировано на десять утра, в «Бессмертный полк» собираются уже к восьми. А к празднику начинают готовиться намного раньше — ищут информацию о родственниках-участниках войны, готовят фотографии, собирают воспоминания.

— Я был маленьким, когда дедушка умер, — рассказывает Сергей Колмаков, рядом с ним на лавочке в ряд сидят внук, дочка и стоит портрет дедушки Александра Колмакова. — Я тогда многое не понимал, не успел его обо всем расспросить, а он не очень любил рассказывать. Он больше жизнь любил и за бабушками до старости ухаживал.

Александр Колмаков с войны вернулся. А на фронте был рядовым, поймал и привел языка, получил медаль «За отвагу». Судьба второго дедушки Сергея Колмакова — Петра Ивановича Митковского неизвестна, но его портрет тоже здесь, на обратной стороне фотографии Александра Колмакова. Петр Иванович пережил советско-финляндскую войну, а с Великой Отечественной не вернулся.

— Бабушка Наташа вспоминает, что с финской войны он пришел другим человеком: мрачным, замкнутым. Сказал: ничего еще не кончилось, будет страшная война, и из нее я не вернусь, — рассказывает Сергей Павлович. — Так и случилось, в 1942-м он погиб в бою. Бабушка долго разыскивала его, пыталась узнать судьбу. Только недавно выяснили, что захоронен он под Смоленском. Вот младшенькая внучка подрастет, и всей семьей съездим к нему на могилу.

Сергей Павлович с иронией относится к спору, где именно зародился «Бессмертный полк».

— Говорят, будто он появился в Тюмени, официально считается, что в Томске, а по-моему, он появился сразу везде, — говорит он. — Просто у людей душа попросила. Так бывает, что одна и та же мысль возникает у людей в разных местах, когда для нее пришло время. Лишь бы «Бессмертный полк» оставался народным и в какую-нибудь кампанейщину не превратился.

Мамы и мужское воспитание

Маленький Артем Проскуряков на параде вышагивает гордо, держа в руках портрет прадедушки Иллариона Скурыгина. На Артеме черная кадетская форма. А за ним едва поспевает белокурая молодая мама Татьяна.

— Мы узнали, что в ближайшей к нашему дому школе есть кадетский класс, решили попробовать, — рассказывает она и с нежностью смотрит на сына. — Артему очень понравилось там учиться, он у меня настоящий кадет.

Мальчик поворачивается к нам и хмуро поглядывает из-под пилотки.

— Мама, я не кадет, — поправляет он.

— Ах, точно, у него же теперь новые нашивки, — смеется Татьяна. — Он ефрейтор.

На этих словах Артем сильнее выпрямляет и без того идеально прямую спину. Новым званием он гордится.

В параде приняло участие несколько организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием. Одна из них — детско-юношеский центр «Град». В его колонне дети несут большой флаг России, их родители, в основном, мамы, держат в руках Знамя Победы.

Руководитель центра Эдвард Гиносян говорит, что каждого ученика знает в лицо. Вспоминает, что у него была выпускница как две капли воды похожая на меня. Вообще-то среди его выпускников множество спортсменов, еще больше успешных военных, есть даже один из самых молодых Героев России — Александр Шмидт, служит в военной контрразведке на Кавказе и сегодня.

— Мальчишки должны быть мальчишками, — объясняет мне Юлия Солодова, мама одного из учеников центра. — В центре есть настоящие примеры для подражания, в школе такого нет. Здесь к ним относятся неравнодушно, общаются, дают хорошее, мужское воспитание.

А пока мы разговариваем, в наушниках телефона, которые я держу в руках, одна военная песня тихо сменяет другую. Певица Зара подходит к середине «Баллады о матери» Андрея Дементьева и громко выкрикивает: «Алексей! Алешенька! Сынок!» Я смущенно выключаю музыку.

Оружие — только для парадов

Парад начинается торжественными поздравлениями губернатора Тюменской области Александра Моора. Проезжают ветераны войны. После — курсанты, военные подразделения и, конечно, военная техника. Дети смотрят на нее с любопытством. Обсуждают большие колеса, и сколько человек может поместиться в такую махину. Правда, вряд ли они хорошо понимают, для чего эта техника нужна. У взрослых на этот счет — свой взгляд.

— Мне кажется, технику показывают для зрелищности, чтобы разнообразить парад, — говорит Анна Алексеева. — Я вообще надеюсь, что когда-нибудь оружие останется только для парадов. Ходим же мы в музей смотреть на орудия пыток? И удивляемся, какие люди были дикие и жестокие. Может, когда-нибудь мы и на военную технику так посмотрим, со стороны?

Но самый большой отклик у зрителей парада вызвал «Бессмертный полк». Людям с портретами родственников в руках то и дело кричали «Ура!», махали. По дороге полк пополнялся, многие просто перешагивали через ограждение, чтобы присоединиться к шествию.

А вот политические силы на параде вызвали некоторое замешательство. Представители одной из партий принесли с собой множество портретов Иосифа Сталина. Один мужчина шел в «Бессмертном полку» с портретом Леонида Брежнева. К слову, нечто похожее произошло в это же время в Киеве. Там молодой человек пришел в «Бессмертный полк» с портретом Рональда Рейгана и поблагодарил его «за победу». На вопросы о том, зачем он это делает здесь, среди людей, которые собрались почтить память родных, молодой человек пожал плечами:

— У нас свободная страна, я могу делать, что хочу. Кому я мешаю?

Я не сравниваю Иосифа Сталина с Рональдом Рейганом, а Киев — с Тюменью. Но портреты политических лидеров в контексте народного праздника и там, и здесь — вызывают противоречивые чувства. Вот и женщина, наблюдающая за парадом рядом со мной, проводила «сталинскую» колонну вопросом:

— И к чему это было?

Праздник мира

Ближе к десяти вечера на тихой улочке Полевой — свой парад: люди идут по дороге нескончаемым и плотным потоком. Некоторые едут: на велосипедах, самокатах или роликах. Компания молодых ребят, обнявшись, поет военные песни, то и дело срываясь на смех и выкрики: «Как же там было? Сегодня же слушали!» Все спешат к началу праздничного фейерверка на набережной.

На траве у набережной уже расположилось множество людей, особенно это место приглянулось влюбленным парочкам. По ступенькам спускаются мама с дочкой:

— Все, дочь, неси меня, — говорит женщина.

— Ты устала? — смеется дочка.

— Устала ли я? Сначала в девять ты меня потащила на парад, потом еще концерт, теперь вот.

— Я поняла, держись, — улыбаясь, говорит девочка и подает маме руку. — Но хороший ведь праздник получился?

Все десять минут, пока над мостом Влюбленных сиял фейерверк, дети, а их здесь было очень много, не переставая, кричали ура! Взрослые посмеивались и иногда поддерживали их своими возгласами. Здесь, вдали от лозунгов, техники и военных, среди семейных пар, детей и просто счастливых людей — День Победы ощущается по-особенному. Праздником мира и надежды, что мир этот будет долгим. А военная техника когда-нибудь все-таки превратится в пугающие экспонаты музеев.

ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА И НИКОНА ЛEЙКИНА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта