Водитель, берегись амбиций
На интервью в школе безопасного вождения «Eрмак» я почувствовала себя двоечницей.
Ну ладно — троечницей: не сообразила сразу, чем для водителя опасны надземные переходы и на каком расстоянии надо останавливаться от машины, что впереди.
— Зато знаю, как выдерживать дистанцию с впереди идущей лошадью: всаднику надо держать в поле зрения ее задние копыта, — пытаюсь хоть как-то реабилитироваться в глазах директора автошколы и тренера по защитному вождению Дмитрия Сбитнева.
— В автомобильном потоке примерно так же, — говорит он. — Останавливайтесь на таком расстоянии, чтобы было видно задние колеса передней машины.
И дело, оказывается, вовсе не в вашем умении или неумении тормозить с ювелирной точностью за несколько сантиметров от багажника чужого автомобиля. Дело — в навыках и манере вождения других участников дорожного движения. Eсли самонадеянно притираться к соседям по ряду, то в случае, когда кто-нибудь влетит в вас сзади, вы обязательно уткнетесь в переднюю машину, добавив драматизма и в без того неприятную ситуацию. А еще стоящий впереди водитель, собираясь тронуться, может по ошибке врубить заднюю скорость и машина заглохнет — попробуйте его потом обогнуть, особенно если вас подперли такие же «ювелиры».
— Среди водителей распространено мнение, что чем больше стаж, тем они профессиональнее. Ничего подобного, — считает Дмитрий Сбитнев. — Eсли регулярно не повторять правила дорожного движения, не следить за их изменениями и в принципе за ситуацией на дороге, то сам по себе стаж — вовсе не гарантия водительского мастерства. Наоборот, непоколебимая уверенность в своем мастерстве подводит водителей.
Запись на курсы защитного вождения открыли в автошколе «Eрмак» около трех лет назад. Сюда приглашают водителей, уже имеющих права, но желающих получить навык безопасной езды в реальных городских условиях.
— Чаще всего на эти курсы приходят автомобилисты, которые попали в дорожно-транспортное происшествие или были на грани этого, — рассказывает заместитель директора автошколы Андрей Пашков. — Они просят научить их избегать таких ситуаций впредь. Удивляются, что, вроде бы, ездили по правилам, однако это их все равно не уберегло. Потому что соблюдать правила самому — мало. Необходимо отдавать себе отчет, что другие могут эти правила нарушать.
Мои собеседники просят не путать контраварийное вождение с вождением защитным, которое пропагандируют они.
При обучении контраварийному вождению специально создаются критические ситуации, из которых водитель должен выйти, получив при этом новые технические навыки управления автомобилем. Это уже нечто близкое к автомобильному спорту, а львиной доле обычных водителей такие виражи вообще противопоказаны. Им бы научиться ездить просто аккуратно — без цирковых трюков: не стесняться пропускать, притормаживать, уметь думать не только за себя, но и за того парня. А еще — за того велосипедиста, девчонку на самокате, бабушку с котомками и даже за собаку, которой приспичило вдруг метнуться через дорогу.
— Все это — опасные объекты, которые могут появиться на пути автомобиля совершенно неожиданно, — говорит Сбитнев. — Хотя как неожиданно… Eсли вы ответственный водитель, то должны предвидеть подобный поворот событий.
И смириться с тем, что пешеход может возникнуть не только на переходе, но где угодно. Тренеры защитного вождения специально ездят со своими учениками по тем местам, где через проезжую часть проложены народные тропы. Вот, например, через улицу Мельникайте — от улицы Гнаровской и обратно — до сих пор сигают люди, которые игнорируют надземный пешеходник.
— Сколько раз видел здесь бабушек, которые умудряются с сумками перелезать через дорожное ограждение, — говорит Андрей Пашков. — Полагаю, для пожилого человека это не намного легче, чем подняться наверх. А главное — опасно.
Водитель, конечно, может бить себя кулаком в грудь и твердить, что правда на его стороне, но кому это будет интересно, когда случится непоправимое?
— Дорожно-транспортное происшествие может лишить человека всего, даже если не он виновник аварии, — говорит директор автошколы.
Дополнительно ко всем имеющимся водительским навыкам тренеры автошколы получают знания в «Британском королевском обществе по предотвращению несчастных случаев» (RoSPA) и повышают квалификацию в Австрии. Eще они посещают уроки… актерского мастерства и речи. Чтобы убедить водителя отбросить ненужные амбиции и ездить аккуратно, надо обладать силой убеждения.
Правда, убедить в этом можно только тех, кто добровольно пришел на курсы защитного вождения. Сейчас большая часть аудитории таких курсов — работники организаций, сотрудничающих с крупными нефтегазодобывающими компаниями. Эти компании допускают на месторождения только тех водителей, которые имеют соответствующий «защитный» сертификат. Аварии нефтяникам не нужны.
Были среди клиентов «Eрмака» и шоферы одной из тюменских служб такси, которые после курсов ни разу еще не попадали в ДТП. Увы, но те таксистские службы, которые постоянно находятся в топе сводок дорожных происшествий, подобные курсы игнорируют. Точно так же, как игнорируют они элементарные правила приличия. А вежливое поведение на дороге — это одна из основ защитного вождения. Специалисты автошколы стараются донести это не только до своих учеников, но и до тех, кто к ним пока еще не обратился.
Андрей Пашков приводит пример: едет он по объездной дороге с дозволенной скоростью 90 километров в час, никому не мешает, а сзади несется внедорожник, перескакивая из ряда в ряд. Андрей, по сути, не обязан ему уступать. Но не притормози он, внедорожник явно бы не вписался между его машиной и автобусом, который ехал в соседнем ряду. Притормозил, обошлось без неприятностей. Сбросил скорость и тот лихой водитель, помигав в знак благодарности аварийкой. Остается надеяться, что он усвоил этот урок защитного вождения.