В чем сила Василевских
Уроженец Тюмени Андрей Василевский-младший был признан лучшим вратарем чемпионата мира, завершившегося в воскресенье в Словакии.
Eго отец, в прошлом тоже голкипер, Андрей Василевский-старший был кумиром тюменских болельщиков, будучи игроком «Рубина». О схожести двух голкиперов и о выступлении сборной России на чемпионате планеты мы говорим с тренером главного клуба региона в 90-х Александром Константиновичем Кузьминым.
— Вратарская техника за 20 лет кардинально изменилась, даже не знаю, как сравнивать двух голкиперов разных эпох… Правда, Василевский-отец уже в 90-е очень сильно напоминал, особенно при игре в ближнем бою, современного вратаря. В этом они с сыном похожи. Василевский-отец здорово настраивался на матчи, он настоящий боец. Своей игрой вселял уверенность в наших хоккеистов. Они знали, что ворота на замке, поэтому шли вперед без оглядки. Сверхнадежность — вот главное качество и того, и другого. Смотрите, играли мы в воскресенье с чехами. По нашим воротам они нанесли 50 бросков, а мы по их — 30. Преимущество почти в два раза, а счет — 2:2. По-моему, это главное доказательство надежности Василевского-младшего.
— Почему у сына карьера сложилась лучше, чем у отца? Eму всего 24, а он играет в одной из лучших команд ведущей лиги мира (НХЛ), признан лучшим вратарем чемпионата мира…
— Погодите-погодите. Василевский-отец — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России. Когда он закончил игровую карьеру и переехал в Уфу, то стал тренером сурдлимпийской сборной страны. Он приводил эту команду к победам на чемпионате мира, на сурдлимпийских играх. Так что старшему тоже есть чем гордиться. Eго родители страдали глухотой. Василевский-старший разговаривал, слышал, но у него были некоторые проблемы со слухом. Шутили, что Вася (это его прозвище — К.Л.), когда ему говорили «дай», не слышал. Когда же говорили «на», слух к нему возвращался.
— А что важнее: гены, трудолюбие или талант?
— Гены — это и есть талант. Очень большая работоспособность, перфекционизм старшего перешли к младшему. Они оба фанаты своего дела.
— Знаю, что вы жили с Василевскими в одном доме. Можно сказать, что будущий вратарь сборной России рос на ваших глазах… Каким вы его помните в детстве?
— Очень дерзким, подвижным. Был один случай. Отдыхали мы как-то на Андреевском озере. Мой младший сын Eгор играл футбольным мячом. Младший Василевский к нему подбежал, мяч отобрать не смог, но схватил Eгора за палец и прокусил насквозь. О чем это говорит? Он уже тогда был амбициозным мальчуганом, который не любит проигрывать.
— Можно ли сказать, что Василевский-младший сейчас — вратарь без слабых мест?
— Не бывает хоккеистов без изъянов, он же, в конце концов, не святой. Например, младший не всегда справлялся с дальними бросками под ловушку в ближний угол. У Владислава Третьяка были такие же погрешности.
— Что касается сборной России, как Вам ее выступление на чемпионате мира?
— Все наши НХЛовцы приехали уставшими после плей-офф, после тяжелейшего регулярного чемпионата из 82 матчей. Им не хватило свежести. Во встречах против соперников послабее все было нормально: и командная игра, и много голов. А в матчах с более сильными коллективами (США, Финляндией, Чехией в битве за бронзу) эта усталость сказалась. «Измылили» их в НХЛ. Но у меня претензий к сборной России нет. Ребята старались, выиграли в девяти играх из десяти, но оказались третьими. А фамилии-то у нас звонкие. У финнов же не было громких имен, а они победили. Обидно.
— В чем тогда феномен сборной Финляндии?
— Морально-волевые качества.
— Разве у наших хоккеистов их нет?
— Нехватку мастерства они компенсировали огромным объемом работы и желанием. Современный хоккей требует мощи в атаке, быстроты принятия решений, скорости, жесткости, агрессивности, грамотных построений в обороне, слаженности игроков нападения и защиты, четкой игровой дисциплины. И все это было у финнов. Они закрыли всех наших звезд в полуфинале, не дали им ничего сделать, разрушили нашу командную игру. Плюс финны имели психологическое преимущество: если бы они не победили, никто бы их в этом не упрекнул.