Где провести лучшие годы
Внимание! Обращаюсь ко всем крепким, высоким и артистичным парням: приходите в сентябре к драматическому театру.
Нет, я не открываю рубрику знакомств и не пытаюсь заманить вас на акцию военкомата, мое предложение гораздо лучше. В это время на пятом этаже драматического театра состоится последний набор на нынешний режиссерский курс Марины Жабровец, основателя кафедры театральной режиссуры ТГИК, кандидата педагогических наук. Большинство ищущих свое призвание в театре знает, почему это здорово. А если вы еще не знаете, то просто придите на один из этапов отбора — поймете.
— Представь, объявляем результаты, теперь уже студентка Даша просто рыдает: «Это лучший день в моей жизни! Слава богу! Я вам так благодарна!» Я смеюсь, ей 30 лет, дети, да и поступает она на коммерческую основу (бюджетных мест всего пять). А она: лучший день в моей жизни. Но это искренне, — рассказывает Марина Жабровец. — Девушки на заочный курс пришли хорошие невозможно — поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. А вот парней пока не хватает. В сентябре хотелось бы еще троих набрать, так что ждем.
Отбор на режиссуру проходит в три этапа. Сначала просят «почитать», здесь важно не только хорошо выучить текст и отрепетировать выступление, но и суметь быстро перестроиться под поставленные комиссией задачи. Следующий этап — концертный. Тут уж надо проявить все свои творческие навыки: спеть, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте, заглотить шпагу или хотя бы сесть на шпагат. Третий этап — защита режиссерского замысла. Вчера очники поступали на режиссерский курс к Сергею Линдеру, доценту кафедры режиссуры. Мне удалось поговорить с ними прямо во время отборочных туров.
— Ты уже читала? — буквально с порога спрашивает меня Радик Цой, студент второго курса Сергея Линдера. — Поторопись!
На секунду меня даже охватывает мандраж, а потом облегчение, какое бывает, если ночью подскочить на кровати и понять — ты вовсе не падаешь с небоскреба, это был сон. Какое счастье, мне ничего не надо читать! Об этом я и сообщаю Радику, который помогает организовать вступительный конкурс. А заодно расспрашиваю, как он поступал сам.
— Больше волновался — туда ли я иду? Но Сергей Линдер — мастер великолепный. Знаешь, бывает такое ощущение, что мыслишь с человеком в одном направлении. Он умеет создать на курсе правильную атмосферу, он новатор, театральный экспериментатор. И честно нам говорит: «Я не работаю с вами, я здесь живу». Это дорогого стоит, — рассказывает Радик. — Впрочем, живут своим делом все мастера. Просто у каждого свой характер и своя система обучения. Например, Марина Жабровец ценит трудолюбивых, ее курс пашет, но в итоге у них сильные работы.
А поступающие ребята волнуются. Я слышу, как Ильяс разминает спину и сетует: «Четыре этапа в ГИТИС прошел без волнения и зажимов, а тут скрючило, да что же такое?» Недалеко от него девушка в русском народном костюме репетирует латиноамериканский танец — вполне может пригодиться. А Лиза в который раз приводит в порядок свой макет сцены для защиты режиссерского замысла.
— Что здесь делаешь? — спрашиваю я у нее.
— Внедряюсь. На самом деле я американский шпион, — говорит мне Лиза и поигрывает бровями. — Втираюсь к тебе в доверие. Получается?
Как по мне, непростительно прямолинейно для шпиона, но держится Лиза бойко. Впрочем, зарубежных гостей на конкурсе без шуток хватает. Я узнала, что на заочное обучение поступила девушка из какой-то африканской страны. Правда, на коммерческую основу. Говорит по-английски.
— Eсли русский язык не выучит, то в январе ей придется уходить, — рассказывает Марина Жабровец. — На отбор приходила с другом, он ей переводил, а как дальше? На бюджет не поступила, потому что очень уж скромная, наши девочки рвутся в бой, а она прячется у стеночки. Мы ее спрашиваем: где же твой африканский темперамент? Понятное дело, только семь месяцев в России, но времени на раскачку нет, всем нужно будет работать на равных.
Конкуренция большая как среди заочников, так и между очниками. На отборочном туре я знакомлюсь с Леной из Голышманово, она приехала на конкурс в обнимку с макетом сцены. С детства занималась в театральной студии, хочет поставить спектакль в жанре вербатим о дружбе и взрослении. Режиссерский замысел Алексея Урманова — поставить спектакль по сказке «Новое платье для короля», но с акцентом на современную политическую ситуацию.
— Для меня режиссура — это возможность говорить со сцены прямо и для большого количества людей, а сказать мне хочется многое, — делится абитуриентка Александра Бусыгина.
Но и тем, кто пройдет отбор, работать придется много. Убедиться в этом можно, пообщавшись с выпускниками и студентами, которые нередко приходят посмотреть на отборочный конкурс поддержать поступающих. Они расскажут и о бессонных ночах, проведенных прямо на этой сцене, и о десятках неудачных проб (а ведь к ним еще и декорации готовить!). Но чаще о том, что это было и остается лучшим временем в их жизни. И лучшим местом.
Так что, молодые люди, запишите в органайзер: сентябрь, драматический театр, сцена на пятом этаже.
***
фото: Алексей Урманов ;Лиза.