Дом без точного времени
«Который же сейчас час?» — напряженно соображаю я, глядя на очередные причудливые часы.
В музее «Царская пристань» (он сразу за набережной со стороны моста в створе улицы Челюскинцев) я насчитала как минимум пару десятков часовых механизмов в разных местах здания — и все они показывают разное время. Впрочем, музей — что-то официальное, тихое, где история упрятана за стеклом и уже давно не живет. А «Царская пристань» — это, скорее, дом. Он наполнен старинными предметами, которые тем не менее работают и звучат (иногда как им самим вздумается). Тут разобраться бы в каком ты веке, не то что выяснить, который час.
Но если уж потерялся, опытные путешественники предлагают вспомнить свой путь с самого начала. Не знаю, работает ли это правило в путешествиях во времени, но все-таки попробую.
Делу время
Первые музейные часы я вижу в коридоре второго этажа. Мы с фотографом Денисом поднялись сюда по лестнице вслед за экскурсоводом Натальей Косполовой. Я кручу головой, пытаясь рассмотреть экспозицию. Картины развешены друг над другом по всей стене. В конце коридора стоит старинное немецкое фортепиано — даже не расстроенное. Наталья играет для нас музыкальный отрывок. Напротив инструмента огромная полка с книгами, созданная местным мастером, его мастерская на нижнем этаже этого дома. На полке и расположились часы. Несколько дверей ведут в кабинеты. Я смотрю в одну — там царит рабочий порядок. Заглядываю в другую и отшатываюсь от своего отражения. «Дверь» на самом деле огромное, старинное зеркало, их здесь тоже немало. Из третьей двери выходит молодой мужчина.
— Это Андрей, он пожертвовал музею много старинных предметов, например, вот этот удивительный комод, — рассказывает Наталья, пока спешащий куда-то Андрей отмахивается от фотографа.
Именно Андрею музей обязан и коллекцией часов. Он собирает их по знакомым и друзьям, привозит из других городов. Многие экспонаты собраны сотрудниками и друзьями музея. В подвале, например, хранится еще одно немецкое фортепиано. Когда-то оно принадлежало прабабушке Натальи. В ее семье даже есть легенда, что эта прабабушка врачевала Распутина. А одна из экспозиций во внутреннем зале принадлежит женщине, влюбленной в море. Она привезла в музей ракушки со всего мира.
Пока мы ходим по коридору, Наталья рассказывает, как купец Иван Игнатов в свое время проводил здесь рабочие встречи. В целом коридор мало изменился с тех пор — работа в нем кипит и сегодня.
Историческое погружение
Мы быстро пробегаем экспозиционные залы (здесь представлены старинные интерьеры, одна из экспозиций посвящена семье Романовых), спускаемся по деревянной лестнице и оказываемся на нижнем этаже здания. Здесь, конечно, тоже есть часы. Показывают 17:35, хотя я уверена, что сейчас не больше трех часов дня. Но мое внимание полностью отдано монструозным старым водолазным костюмам. Они гигантские и куда больше похожи на космические скафандры.
— Здесь и началась история музея, — говорит Наталья Косполова. — В 90-е годы Виктор Савченко купил это здание, не подозревая о его истории. Долгое время в нем располагалось общежитие. Но однажды в подвале произошел потоп и при ремонте в стене обнаружился кусочек старинной железной колонны. Тогда Виктор Павлович решил изучить историю здания и создать в нем музей.
Сам Виктор Савченко — водолаз, руководитель «Подводречстроя». Отсюда и это удивительное подводное оборудование. Как в нем погружались, трудно представить. Я не смогла поднять даже ботинок. А вот Виктор Павлович — человек крепкий, научился погружаться не только на речное дно, но и в глубину речной истории.
Почему пристань царская?
Вообще, река — важная часть музейной экспозиции. С Натальей Косполовой мы выбираемся на берег и видим ту самую пристань.
— Вот там был грузовой причал, он и сейчас грузовой, здесь пассажирский, — показывает экскурсовод. — На железной дороге по берегу, где мы сейчас идем, стояли вагоны царской семьи. На этой пристани переносили их вещи на теплоход.
И все-таки, на мой взгляд, вернее было бы назвать эту пристань Игнатовской. В конце концов купец создал что-то вроде первой набережной — укрепил берег сваями из лиственницы. Да так хорошо, что пристань работает до сих пор. Пока мы разговариваем, к пассажирскому причалу пришвартовывается на моторной лодке папа с маленькой дочкой. Сзади к моторке привязана удочка.
— Ничего не поймали, — признается папа со смехом. — Да и не очень-то хотели.
Но одной только пристанью уличная экспозиция не ограничивается. Рядом с ней старинная стена, ее мы идем осматривать — это еще одна купеческая придумка. Игнатов хотел оградить территорию для ярмарок, на которые будут приплывать по Туре торговцы. Теперь стена служит опорой для гаражей.
— Интересно все-таки, как развивался бы наш край, не случись революции? Наши купцы были полны энтузиазма и идей, — говорит Наталья. — Я бы очень хотела сохранить эту стену. Уже даже разработала план для экологического парка. Представьте, вот здесь можно создать сад, посадить яблони. Снести эти гаражи, открыть историческую ярмарочную площадку.
Eсли посмотреть на заросшую кустами и складскими помещениями территорию глазами Натальи, то здесь действительно может образоваться настоящий культурный центр. Но пока здание музея, несмотря на усилия хозяев, постепенно ветшает.
Мы обходим стену кругом и снова оказываемся во дворе дома. Сюда на старенькой машине подъезжает наш знакомец Андрей. Так мы узнаем, куда он спешил — в багажнике машины ящик с крупными сливами.
— Угощайтесь, — предлагает Андрей. — Да больше берите!
А еще в его багажнике обнаруживаются очередные часы в виде домика с кукушкой. Их Андрей тоже дарит музею. Эти и вовсе утверждают, что сейчас 13.00.
— Который же сейчас час? — не выдерживаю я.
— Не знаю, — пожимает плечами Андрей. — Самое время перекусить, по-моему.
…Сидя за столом и поедая спелые сливы в замечательной компании, я решаю, что иногда считать часы не так уж важно. Бывает полезно затеряться во времени. Жаль, что не так много мест, где это было бы возможно. «Царская пристань» — определенно одно из них.
***
фото: