Как на крыльях стрекозы
В тюменском отделении Всероссийского общества автомобилистов впервые набрали группу инвалидов-колясочников для обучения вождению.
В советские времена для таких людей выпускали даже специальные машины СМЗ С-3Д. В народе их называли грубовато — «инвалидками», а на Серпуховском автозаводе, где их начали собирать в 1970 году, они проходили по категории «двухместная мотоколяска». Почему этот четырехколесный агрегат был рассчитан лишь на двоих — теперь не понять. Проблем с парковками тогда не было.
Последнюю мотоколяску выпустили в 1997 году, и на смену этому чуду техники (модель в те времена, действительно, считалась прорывной) пришли обычные автомобили с ручным управлением. Возможностей у людей с проблемами опорно-двигательного аппарата стало больше. Мечта о машине и водительских правах стала реальностью.
Одна из выпускниц первой особой группы ВОА — Эльвира Авзалова. Она признается, что учеба, особенно теория, ей давалась непросто. Но преодолевать трудности, собирать волю в кулак и идти к своей цели такие люди, как она, умеют. Иногда кажется, что они умеют это даже лучше, чем те, кому судьба подарила больше здоровья. Но и ценность достижений они чувствуют острее. Впрочем, пусть об этом расскажет сама Эльвира.
— О машине, мне кажется, мечтает каждый, — рассуждает Эльвира. — Причем мечтает не картошку из магазина на ней возить, а отправиться к морю. Музыка, руль, кофе, облака… Я всегда хотела иметь машину яркую, компактную, юркую. Всегда хотелось не зависеть ни от кого, самой сесть в машину и увезти себя далеко-далеко…
О курсах я узнала в нашем отделении ВОИ. И сразу решила -пойду учиться. Конечно, этого многие хотят, но некоторых останавливает необходимость ездить куда-то, а на костылях или на инвалидной коляске передвигаться все-таки проблематично. Кроме того, не всегда есть свободное время, возможность совмещать учебу с работой, с регулярным посещением поликлиник. Но я все равно знала, что рано или поздно вождению научусь.
Труднее всего было почувствовать габариты машины. В мечтах же как? Ты садишься за руль и едешь! Когда первый раз выезжали в город, я повизгивала от переполнявшей меня радости и адреналина. Меня не испугала даже авария, которую увидели по пути. Многие такого зрелища пугаются, но я решила не дрейфить.
Вначале инструктор мне говорила, что я езжу слишком медленно, как черепаха, и надо поддать газу. Смотри, говорит, на знаке 40, а у тебя и этой скорости спидометр не показывает. Но это было только поначалу, а потом я вошла во вкус, и меня уже надо было, наоборот, тормозить. Я же все равно знала, что рядом инструктор, и она, если что, спасет.
Выучить все правила — это только начало. Самое сложное — преодолеть страх. Учеба закончится, инструктора рядом больше не будет. Кроме того, в своей машине не все так, как в учебной. Надо нарабатывать водительский опыт, а одной это всегда страшновато. Что такое сегодня для меня машина? Прежде всего, средство для движения. Вот сейчас лето, я вынуждена сидеть дома, а не у водоема, не на травке. Да, на костылях хожу давно и помногу, но все равно хочется видеть больше. Тюмень за эти годы так выросла, мне хочется увидеть ее всю, а не частями. Пора становиться самостоятельной, ездить самой, куда хочется. Для кого-то машина как любимая зверюшка, для кого-то как друг. Вот и я хочу почувствовать, что она для меня такое? Почувствовать ответственность за нее, за себя, за наше поведение на дороге.
Но вообще машина это такой адреналин! Eдешь и чувствуешь мощь двигателя, свою свободу! Как будто крылья вырастают… нет, как у птицы, — это на самолете. А на машине. как у стрекозы!
***
фото: Эльвира Авзалова у школы ВОА.