На веселых Андаманских островах
Продолжение.
Начало в NN 55, 84, 87.
Сегодня мы покидаем полюбившийся нам остров Хэвлок. По традиции я составляю рейтинг впечатлений (мы его называем топ5, потому что он из пяти пунктов). Записываю пляж номер семь, поразивший нас размахом, поездку на ржавом автобусе с табличками «для леди» и «для джентльменов», дружелюбную атмосферу острова. Не обходим вниманием и гастрономические открытия. В частности, бредомлет.
С бредомлетом мы познакомились в первое же утро на Хэвлоке. Когда постояльцев мало, в гостинице шведский стол не накрывают, — невыгодно, и кормят по меню. Блины там, омлет, сэндвичи, каша. Я выбрала кашу. Кухонный парнишка кивнул и убежал, а минут через десять возвращается и сообщает: «Мэм, ваша каша повреждена». Буквально так и сказал: «Porridge is damaged». У слова damaged несколько смыслов, но все варианты к каше не подходят, и дети еще долго упражнялись в остроумии: «Мэм, мне очень жаль, вашей каше нанесен урон. Она пострадала. Пала жертвой повара». Я снова раскрыла меню и попала пальцем в бредомлет. Оказалось, это тоненький омлет, в котором зажарен кусок хлеба. Я сказала детям, что буду дома на завтрак им такое готовить, только назову по-русски — хлебомлет. А они сказали: пожалуйста, не надо.
Вчера, покупая билеты на паром до острова Нил, в кассе встретили французскую пару, с которыми плыли из Порт-Блэра. Девушка такая приятная, а мужик со сломанным носом. Мы уже встречали их на острове: в первый вечер они задумчиво прошли мимо нас по пляжу, пока мы качались на стволе поваленной пальмы, в другой раз мы оказались за соседними столиками в ресторане «Сквид» (это чуть ли не единственный ресторан, где есть бесплатный вай-фай). И вот снова они, и мы уже приветствуем друг друга как старые знакомые. Иностранных туристов на острове вообще немного: не сезон.
Сезон, не сезон. Сейчас это забавно, а ведь перед поездкой на Андаманы я всерьез переживала из-за погоды. Снова и снова забивала в поисковик «Андаманы в августе» — и получала ссылку на ЖЖ очередного специалиста по Андаманским островам, важно сообщающего, что, мол, лучшим временем для посещения островов являются зимние месяцы. У одного такого гуру в разделе «Часто задаваемые вопросы» я обнаружила чей-то крик души: «А что, в августе совсем-совсем плохая погода? Ну прямо круглые сутки льет дождь или время от времени?» На что гуру честно ответил: не знаю, я в августе на Андаманах ни разу не был.
Здравый смысл подсказывал мне, что Андаманы хоть и являются индийской провинцией, но географически ближе к Таиланду. В Таиланде мы были, и как раз в августе — и ничего, не умерли от дождей. И в Малайзии не умерли, тоже в августе. Что такое тропический ливень, мы знаем: плавали. И знаем, что местные жители никогда не разбегаются с островов только потому, что начался сезон дождей.
Но я волновалась. Пока в аэропорту Дели, в очереди к стойкам регистрации авиакомпании IndiGo, муж не разговорился с каким-то индийцем. Тот учился в России и женат на русской, знает про Сибирь и что такое муксун. Мы ему сказали, что летим на Андаманы и переживаем, что не в сезон. А дядька даже засмеялся. Да на Андаманах всегда сезон, сказал он.
Просто на материке в августе становится невыносимо жарко и влажно, так что все, кто может себе это позволить, уезжают на Андаманы. Хотя бы на пару дней.
Видимо, так и есть, потому что с Хэвлока на Нил мы плыли в переполненном пароме.
Это был жуткий рейс. Eдва отчалили, началась качка, и со всех сторон послышались характерные звуки рвотных спазмов. Перед нами сидит семья с малюсенькой девочкой — их тоже тошнит. Пока написала эту фразу, подняла голову — а их уже нет, зато бежит матрос со шваброй и второй с освежителем воздуха. Рита увлечена книгой, и, не отрываясь, комментирует: «О, сегодня на пароме приятно пахнет!»
Сегодня я два раза злилась на погоду, один раз на природу и один раз на мужа — за то, что потащил меня в какую-то грязь. А я была в шлепанцах. Мы приехали на очередной красивый пляж, купаться оказалось невозможно из-за волн и каменистого дна. Мы прогулялись по песку до самого конца, а потом муж говорит: а пойдем посмотрим, что за тем мысом. Мы пошли, и я сразу утопла в жидкой глине. Ведь только что прошел дождь, и не один. И ночью был довольно сильный ливень, и вчера. Так что я не только утопла, но и вся измазалась. Пытаясь отчистить тапки от глины, я сошла с дороги в траву, но трава оказалась сухой и колючей, и я сразу нацепляла на юбку миллион микроскопических колючек. Я все понимаю: сорняк хочет жить. Причем по всему свету. Я не осуждаю его, каждый выживает как может. Но как же меня бесят колючки в пляжной юбке!!!
Муж сразу предложил выбросить тряпку, но я выступила против. И потом месяца три, долгими зимними вечерами, занималась выковыриванием колючек. Пока вконец не отчаялась. Их оказался не миллион, а миллиард.
Вчера вечером был такой ужасный ливень! И довольно долгий. Я даже стала бояться попасть в заголовки мировых новостей. «Наводнение на Андаманских островах: туристы из России эвакуированы с острова Нил, затопленного в результате проливных дождей».
Но утром мы проснулись — светит солнце! Погода прекрасная. На завтрак шведский стол. Ну это опять одно название, что шведский. Когда официант в белой куртке откинул крышки сервировочных кастрюль (они, кстати, называются мармитами — от французского marmite, что значит кастрюля), там оказалось все индийское. Лепешки жареные, лепешки пареные и два вида чего-то типа овощной подливы, даже на вид острой. И все.
Видимо, на лицах у нас отразилось разочарование, поэтому официант пошушукался с поваром и предложил нам тосты с маслом и джемом. И принес две тарелки с четырьмя тостами на каждой. Хотел еще две принести, но мы его остановили.
Никак не могу привыкнуть, что индийцы в знак подтверждения не кивают, а мотают головой. Это очень странно и прикольно. Мы с детьми пытались так же, но у нас не получается. Мало практики.
После завтрака отправились немного прогуляться. Нашли станцию юных техников, пункт приема молока и детский клуб имени Ганди. От порта вправо — пляж Бхаратпур, про который говорят, что он лучший для купания. Сейчас, конечно, отлив, но видно, что песочек тут белый и мелкий, а вода голубая. Прошли пляж из конца в конец и вернулись в порт как раз к открытию офиса по продаже билетов. Пока служащий переписывал данные наших паспортов, я изучила на стене объявления о расписании и действующих тарифах на паромные перевозки и с удивлением обнаружила, что наши билеты в салон премиум-класса — самые дешевые. А еще на пароме есть салоны категории «дилякс» и «роял»*. (*делюкс и королевский) Индия!
Гостиница у нас не особо новая, но на ресепшне есть вай-фай. Вернее, был вай-фай — вчера. Сегодня уже нет, и служащий пожимает плечами: мол, поломался интернет, когда будет — неизвестно.
Странноватый он, этот портье. Я его спросила, когда на пляже будет прилив, и он уверенно ответил, что с шести до девяти утра. В шесть утра мы, правда, спали и не ходили к морю, а в семь воды точно не было.
Зато небо чистое, без облачка, и вовсю сияет солнце, так что полдня мы с удовольствием повалялись на шезлонгах, любуясь мангровыми зарослями. Я зачем-то захватила блокнот, записываю происшествия:
прошел рыбак
прошла сгорбленная старушка (она что-то искала в мангровых зарослях — похоже, что-то съедобное)
пришел паром, а с ним новая порция индийских туристов
В наш отель туристы тоже заселились и прибежали на пляж с деловым видом. Ну извините — воды нет, а лежаки мы заняли. Индийские туристы поглазели на нас и ушли. Ничего, мы наверняка встретимся с ними еще несколько раз. Остров Нил крошечный, гораздо меньше Хэвлока.
При этом индийские туристы раскатывают по нему на автомобилях. Я вообще не понимаю, зачем на острове, где самое большое расстояние не превышает десяти километров, нужны автомобили, но во дворе каждого дома тут припаркован автомобиль. Как правило, белый. Наверное, чтобы туристов возить. Сами-то местные жители передвигаются в основном на велосипедах.
Eще на Ниле огромное количество собак. Все они одной породы и, похоже, родственники. Щеночки очень милые, а среди взрослых много увечных, чаще всего с перебитыми задними лапами. Также мы видели одноглазую собаку с кровоточащей раной на хребте. При этом собачки ничуть не боятся людей, охотно берут из рук еду и играют. Но за палкой никто не бегает, я проверяла. Видимо, палки у местных собак не считаются забавным предметом. Сужу опять-таки по их увечьям.
Продолжение следует.
***
фото: Пляж Ситапур – один из самых красивых на Ниле. Но сегодня купаться тут невозможно из-за волн;С этими ребятами мы уже встречались на острове, и поэтому они машут нам как старым знакомым;Отлив на пляже Бхаратпур.