Плакала Саша, как лес вырубали
Экологический минимум — дважды в год участвовать в посадке деревьев.
Об идее ввести такой минимум мы сообщили в позапрошлом номере газеты. Идея высказана как бы в шутку, но, кажется, и правда пора. Я думаю, для поступающих в вузы на инженерные специальности экологический минимум должен стать обязательным. Особенно для будущих строителей, коммунальщиков и дорожников.
А то они с поразительной легкостью (а порой и с необъяснимой жестокостью) расправляются с деревьями ради возведения объектов, прокладки коммуникаций и расширения дорог. Примером необъяснимой жестокости стали тополя на Червишевском тракте. В июле у них спилили вершины, в августе стволы укоротили еще на треть, хотя летом вообще нельзя производить обрезку. Очевидно, тополя будут снесены, просто нам этого не сказали. И не скажут, потому что, скорее всего, разрешения на вырубку нет. В управе Восточного округа, куда мы первым делом кинулись за разъяснениями, ничего про обрезку этих тополей не знали и составили акт.
Экологический минимум необходим и для поступающих на муниципальную службу. Чтобы вивисекторы из департамента ЖКХ не обманывали себя суммами, выделяемыми на озеленение, и все-таки плакали над каждым порубочным билетом.
11 сентября они, не моргнув глазом, разрешили снести большую елку на улице Профсоюзной. Которая лет семьдесят героически сносила все тяготы городской жизни. Последние десять лет дались ей особенно тяжело — она оказалась на стройке, посреди куч песка и щебня. Власти, однако, держали обещание, данное еще Валерием Борисовым, и елку никто не трогал. Eе даже включили в электронный реестр зеленых насаждений города.
Мы надеялись, что это что-то дает. Что теперь нашу елку нельзя снести просто так.
Ну, ее снесли не просто так — компании «УСТЭК», производившей снос, выставили счет на 73 тысячи рублей. Сумма компенсации указана в порубочном билете, выданном департаментом ЖКХ.
«Правильнее говорить не о том, сносить или не сносить деревья, а о механизме компенсации, — объяснил нам в прошлом году заместитель главы города Павел Перевалов (см. «ТК» за 30.11.2018 г.). — Eсли проектная документация на возведение объекта капитального строительства прошла экспертизу, если заказчик имеет в собственности (или ином законном праве) земельный участок, на котором что-то растет, а проектом предусмотрено размещение строений, — снос считается обоснованным. В этом случае заказчик обязан внести в городской бюджет компенсационную плату».
Система задумана таким образом, чтобы строителям или коммунальщикам было выгодно получить порубочный билет и выплатить компенсацию. Eсли срубить дерево просто так, без выплаты и без порубочного — штраф неминуем и немаленький. Увы, третьего варианта (не рубить вообще) система не предусматривает. Жалость и сострадание к живому организму — это слишком наивная, видимо, причина, чтобы на ее основании отказать желающим построить жилой комплекс или чтобы проложить теплотрассу посреди пустыря на два метра левее. Городу нужна теплотрасса, город должен развиваться.
Один мудрый человек объяснял: отсутствие жалости к деревьям вообще-то типично деревенская черта. Крестьянам чужда сентиментальность, их жизнь и так достаточно сурова, поэтому они относятся ко всяким там березкам и рябинкам без лирики. Не мешает — пусть растет, а если что, новое вырастет. Вон их сколько в лесу. «Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы»? «И пропадали одна за другой данью последней на почве родной»? Да успокойте Сашу*, мы же не в девятнадцатом веке живем! Сейчас вон, вместо одной елки пять высадят по компенсационному озеленению! И не елок вовсе (хвойные деревья растут долго, ухаживать за ними хлопотно), а яблонь Недзвецкого, уссурийских груш или пирамидальных тополей, которые не дают пуха.
Вот почему я считаю, что экологический минимум надо сделать обязательным. Возможно, даже ввести и его в структуру ГТО, как ввели экзамен на цифровую грамотность. Мужчина 35 лет, претендующий на золотой значок, должен не только 29 раз отжаться от пола и 10 раз подтянуться на высокой перекладине, но и лично посадить, скажем, 12 деревьев. А потом ухаживать за ними, пока тем не исполнится 70.
И, кстати, выучить наизусть поэму Некрасова.
*Цитата из поэмы Некрасова «Саша».