Чего мы не знаем о мусоре?
Хотя легче ответить на вопрос: что мы о мусоре знаем? Да ничего! Как герой Сергея Маковецкого в короткометражке «Verpackungen», который не может перевести с немецкого, какой бачок для какого вида отходов предназначен.
Впрочем, суть этого фильма не столько в неопытности российского гостя, приехавшего в Германию с ее раздельным сбором мусора. Сколько в том, что в итоге за этим мусором приезжает парень и вываливает содержимое всех бачков в один кузов. Прямо на глазах ошарашенного россиянина, который, пропустив несколько электричек, разобрался-таки, что куда выкинуть. А тут нате вам — все мучения напрасны!
Так и у нас: учили собирать пластиковые бутылки в сетки, и народ даже как-то вдохновился, потому что приятно сделать посильный вклад в восстановление экологической справедливости. А потом сетки эти из дворов позабирали, сказав, что на мусоросортировочном заводе без нас разберутся, что куда. И мы снова оказались не при делах. Вопрос: среагируем ли на следующий призыв властей (а ведь когда-то он наверняка прозвучит) вернуться к самостоятельной сортировке мусора? Даже если среагируем, то процесс повторного втягивания в экологичный образ жизни будет непростым. Потому что к тому времени растеряем весь энтузиазм и те немногие знания, которые у кого-то есть.
Eсли, конечно, не усилия энтузиастов. Например, руководителя добровольческого объединения «Круговорот» Кристины Шелемехи. Читатели «Курьера» знают ее как владелицу магазина «Пакета нет». А в середине августа Кристина открыла еще и станцию сортировки мусора. Вместе с единомышленниками сняла подходящее помещение на улице Республики, 207 и разработала график. Он плавающий, потому что трудятся на станции исключительно волонтеры. Бесплатно, в свободное от основной работы время.
— Это предприятие заведомо убыточное, но мы и не ставим перед собой цели заработать, — объясняет Кристина. — Цель проекта — обучить жителей города правильно сортировать мусор.
Нюансов, чтоб вы знали, — вагон и большая тележка! В официальных группах «Круговорота» в социальных сетях есть подробнейшие инструкции, какие виды отходов можно переработать, а какие нет смысла тащить на станцию. Например, под видом экологичных нам предлагают в магазинах картонные одноразовые стаканчики. Каково было удивление девушки, которая привезла их на станцию и узнала, что изнутри стаканчики обработаны полипропиленом.
Да, а лично для меня сюрпризом стало, что чеки — ввиду особенностей их состава, если можно так выразиться, — не относятся к макулатуре. Так что вместе с газетами и старыми тетрадями их у вас не примут. Куда же их? Кристина говорит, что 19 октября в Тюмень на экофестиваль приедет блогер, которая расскажет, как сделать из чеков… бумагу, пригодную для записей и рисования. Всякие советы о том, как дать мусору новую жизнь, можно найти и в интернете.
Кстати, на сортировочной станции тоже стараются выудить из вещей, которые люди приносят в качестве мусора, что-то пригодное для дальнейшего использования.
— У нас куча электрических чайников и мобильных телефонов, которые можно починить, — говорит Кристина. — Пожалуйста, приходите и забирайте. Eсть старенькие, но рабочие компьютерные мониторы, пузатые телевизоры. Может, они будут интересны дизайнерам.
А еще на станции бережно относятся к стеклянным банкам. Отставляют их в сторонку и предлагают забрать тем, кто делает соленья. Все остальное вторсырье, которое подлежит переработке, волонтеры передают партнерам. «Круговорот» сотрудничает с одной организацией, которая непосредственно занимается переработкой некоторых видов отходов. И с четырьмя фирмами, которые принимают мусор (но не от частных лиц, а от организаций) и потом передают его на перерабатывающие заводы других регионов.
В общем, приходите на станцию — вам все расскажут. Правда, волонтеры предупреждают: у них самообслуживание. Eсли заранее ознакомитесь с инструкцией и принесете им уже отсортированный мусор — отлично! Eсли не получается сделать это в одиночку, то сделаете это на станции под чутким руководством людей, знающих в этом толк. График работы станции можно узнать в соцсетях в группах «Круговорота». Или по телефону горячей линии 920-700.