Мужчины не плачут. Это просто ветер
Феминистки успешно отстаивают право женщин быть не только восприимчивыми и нежными, но и такими, как им самим вздумается. При этом, увы, не существует движения по борьбе за мужское право на эмоции.
Множество блокбастеров будто пытается нас убедить, что «настоящие мужчины» — это не совсем люди. Мало того, что пули их не берут, но даже любят они и то «мужественно». С плотно сжатой челюстью и сурово выдвинутым вперед подбородком. Не свойственны им ни нежность, ни робость, и уж, конечно, они никогда не плачут. Но есть по этому поводу некоторые сомнения. И вот почему…
(Не)счастье любить
В пятницу в «Космосе» показали новый спектакль «Гуров» по рассказу «Дама с собачкой» Чехова. Eго поставили в театре-студии «Группа 208», появившейся в студенческой мастерской режиссера Сергея Линдера.
История искушенного жизнью москвича Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны фон Дидериц, приехавшей на курорт без мужа, известна многим еще из школьной программы. Кажется, что сказать в ней новое слово — трудно. Но «Группе 208» удается сыграть ее современно, оттого смотрится она свежо.
Главные герои в спектакле, как ни странно, не Гуров и Анна Сергеевна. А Гуров и любовь. Или купидон, если угодно. Антон Черепков играет роль некого кукловода над влюбленными. Который подводит их друг к другу. У которого они робко спрашивают: «Можно нам еще раз увидеться?» Правда, своей ролью он не наслаждается. И даже с досадой спрашивает: «А надо ли оно вам? Нужна ли эта любовь?»
Гуров (Сергей Линдер) — удивительно узнаваемый, будто из жизни, образ зрелого холостяка. Вальяжного, пресыщенного, уставшего от суеты. Скучающего. Анна Сергеевна появляется на сцене без собачки. Она сама ведет себя словно собачонка: заглядывает в рот Гурову и готова исполнить любую его команду. У актрисы получается милый, наивный и радостный щеночек, нуждающийся в любви. Гуров же вальяжно, нехотя, будто из жалости и в качестве одолжения, дает любви шанс. Что же, любви большего и не надо, чтобы съесть вас целиком.
Декорации у спектакля скромные — заметна студийная работа. Но это придало камерной постановке шарм. Вся она сыграна будто на гигантской постели. Подушки бывают здесь непосредственно подушками, а бывают и Ялтинскими горами. Простыни — простынями и одновременно зимней Москвой. Необычно выглядит концовка. Когда влюбленные исчезают под простыней, будто укрываясь в постели. А позже слышится гул ялтинских гор, и кажется, что герои растворяются среди них.
Трудно сказать, как сам режиссер относится к влюбленности Гурова, ударившей героя по голове (в прямом смысле слова — руками Антона Черепкова), уже в зрелом возрасте. Не отвечает он нам и на вопрос: большое ли это счастье — любить? С другой стороны, а спрашивает ли нас об этом кто-нибудь в реальной жизни?
«И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».
Хочу как папа
В субботу в Доме науки и техники с концертом для детей выступил струнный квартет из оркестра «Камерата Сибири». Провела его Ксения Стацура, молодой музыковед, искусствовед, педагог, сценарист и режиссер. И сделала это талантливо, так, что взрослые тоже слушали с искренним интересом.
— Это не первый наш музыкальный урок, мы часто выступаем в школах. Чтобы научить ребят правильно слушать музыку, понимать ее, знать, что за инструменты звучат, — рассказывает Ксения.
Прозвучали «Маленькая ночная серенада» Моцарта (первая часть и менуэт), «Менуэт быка» Гайдна, «Юмореска» Дворжака, «Итальянская полька» Рахманинова и многое другое. Исполнили их Ольга Богданова, Любовь Думнич, Eлена Сирина и Марина Галкина. Помимо классических произведений музыканты показали разные возможности своих инструментов: заставили скрипку мяукать, кукарекать, а альт звучать, как скрипучие двери. Детям понравилось.
Примечательно, что в зале с детьми было немало мужчин. Павел с дочкой и сыном были одеты в вещи с одним и тем же принтом, будто специально пошитыми на всю семью из одной ткани. Команда «в полосатых купальниках», а точнее, в свитерах, увлеченно рисовала под музыку. Eще один мужчина баюкал маленькую непоседливую дочку. Но она все равно отправилась исследовать зал. А после вернулась ползком по стульям, чтобы усесться рядом с папой. Прилежно поправила платьице, даже попыталась повторить папину идеальную осанку. Чем заработала его одобрительную улыбку.
Ну и кто сказал, что мужчины справляются с детьми хуже женщин?
Талант чувствовать глубоко и нежно
В субботу участники киноклуба «Молодость» смотрели и обсуждали фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» в библиотеке имени Менделеева. Это первый в мире анимационный полнометражный фильм, полностью нарисованный масляными красками на досках — в манере самого Ван Гога. Над ним работало более сотни художников.
Ван Гог часто писал портреты людей из своего окружения и окружавшие его пейзажи. Все они появляются в фильме — качестве персонажей и мест действия. Лента пытается пролить свет на самоубийство, а некоторые считают, убийство художника. Авторы рассуждают о причинах этого трагического происшествия. Почти детективная история получается интересной не только как биографическая лента о великом живописце и не только как уникальный анимационный фильм. Сценарий захватывает сам по себе.
По сюжету Арман Рулен неохотно, под давлением своего отца-почтальона, знакомого с художником, отправляется в путь, чтобы передать Тео Ван Гогу последнее неотправленное письмо Винсента. Но обнаруживает, что Тео — брат художника, умер. И теперь Рулену нужно найти нового адресата. А попутно распутать клубок загадок вокруг смерти Винсента.
Несмотря на разные версии, в конце концов становится понятно, что в смерти Ван Гога в первую очередь виновно безразличие окружающих.
— Почему ты не вмешался, когда над ним издевались? — спрашивает Арман Рулен, будто сошедший с полотна Ван Гога, у лодочника, тоже персонажа известной картины.
— Это была не моя драка.
— Но почему ты не сделал ее своей?
— А ты многое сделал для Винсента, раз ты такой хороший друг?
Очевидно, никто не сделал для Винсента Ван Гога достаточно. Eго лечащий врач-психиатр, мечтающий быть художником и даже копировавший стиль Ван Гога при жизни, после его смерти забрал множество полотен в качестве платы за лечение. Но при жизни у Ван Гога была куплена лишь одна картина. Художница и меценат Анна Бох приобрела «Красные виноградники».
Некоторые друзья Ван Гона винили в его смерти себя. За то, что не заступились, не помогли, не разглядели, были безразличны к человеку, который все чувствовал слишком ярко. Эта способность его и убила. Но, безусловно, теперь ясно, что она же помогла Винсенту добиться того, к чему он стремился на своем творческом пути.
«Я хочу прикасаться к людям своим искусством, я хочу, чтобы они говорили — он чувствует глубоко, он чувствует нежно», — написал Винсент Ван Гог.
ФОТО АВТОРА И АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ
***
фото: Сцена из спектакля «Гуров»;Музыканты оркестра «Камерата Сибири»;На концерт с папой — тоже отлично.