X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Нет ничего прекрасней наших речных просторов»

— О другой профессии я никогда и не думал. За плечами больше полувека работы на воде, а она все равно притягивает меня. Раньше часто приходил на берег, чтобы посидеть, подумать. Здесь, хочешь или не хочешь, вспоминаются былые годы. Все же умеет река хранить память.

Капитан теплохода «Генерал Карбышев», капитан-наставник Иртышского, а потом и Обь-Иртышского речного пароходства, почетный работник транспорта и речного флота России Владимир Петрович Белоглазов — из династии речников.

Eго родители работали на Салехардском обстановочном участке три десятилетия, начиная с 40-х годов. Отец Петр Константинович и дедушка Константин Васильевич были обстановочными старшинами (мастерами пути) участка на Малой Оби от села Азовы до Устрема.

Владимир и его старший брат, еще школьники, уже работали гребцами: вместе с отцом обслуживали бакенщиков, поддерживающих рабочее состояние навигационных знаков на судоходных путях, обеспечивали их керосином и краской для бакенов и береговых створных знаков. Бакенщиками в основном были ханты. Отец быстро выучил их язык, за что местные жители его уважали, а хозяйки всегда угощали свежей рыбой.

— К 13 годам я знал всех капитанов и штурманов пассажирских судов, у меня была своя лодка, построенная без единого гвоздя. Самостоятельно зажигал бакены, створные знаки. Любовался огнями, которые открывают «зеленую улицу» проходящим судам. Завидовал капитанам, управлявшим большими пароходами. Мечтал тоже стать капитаном и после седьмого класса поехал в Омское речное училище. Отец поддержал меня: «Иди, сынок, по нашей водной дороге…» Трудно было привыкать к городской суете, вспоминал семью. В училище, я считаю, прошел хорошую профессиональную и жизненную школу. Отличные преподаватели, строгая флотская дисциплина — все это помогло мне выбрать верный курс. Конечно, я бы не состоялся без наставников. Повезло, практику проходил на пароходе «Фильченко» под руководством капитана Корсакова, на теплоходе «Анастас Микоян» у лауреата государственной премии капитана Eвдокимова. По завершении учебы получил назначение в Тюмень третьим штурманом на пароход «Жан Жорес». Eго капитан Копылов не просто передавал свои опыт и знания, а заставлял изучать реку, ее секреты.

В 1961 году я стал первым штурманом на теплоходе «Генерал Карбышев», построенном годом ранее на Тюменском судостроительном заводе. Капитан Куликов всегда подтянутый и аккуратный невольно заставлял подражать себе. Несмотря на строгую субординацию, в подчиненных он видел товарищей. Eго уроки запомнил навсегда.

Более десяти навигаций Владимир Петрович был капитаном пассажирского теплохода «Генерал Карбышев», ставшего для него вторым домом. Экипаж теплохода был лидером в бассейновом и республиканском соревновании.

Своими руками команда создала на теплоходе замечательный музей Героя Советского Союза Д.М. Карбышева. Глубокий след в душе тюменского капитана оставила встреча со вдовой и детьми непокоренного генерала.

Долгие годы команда теплохода была маяком для других экипажей. Работая на пассажирской линии Омск — Салехард, капитан В.П. Белоглазов говорит, что карбышевцы всегда выполняли навигационный план. Eго служба отмечена многочисленными наградами: дважды присваивали звание «Лучший капитан МРФ», удостоен медалей — «За трудовую доблесть» и «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». За огромный авторитет среди жителей Ямало-Ненецкого округа пассажиры теплохода метко называли его национальным героем тюменского Севера.

— Я очень любил пассажирский флот. Когда меня пригласили на должность капитана-наставника службы безопасности и судовождения, долго отказывался. Но все же уговорили. На протяжении 16 лет курировал пассажирские суда, разрабатывал схемы движения. В 2006 году после полувековой службы вы — шел на пенсию.

Несмотря на солидный возраст и пошатнувшееся здоровье, Владимир Петрович старается общаться с бывшими коллегами. Один из них — Валентин Николаевич Гущин, ведущий капитан-наставник службы безопасности и судовождения Обь-Иртышского речного пароходства. Вспоминая о былом, он рассказал о проектах, над которыми им довелось работать вместе: «Мы постоянно пересекаемся. Он был старшим капитаном-наставником по Тюмени, когда я пришел к нему с флота на службу в 1980 году. Работали в непростое время, опыта штабной работы у нас не было на тот момент. Но практический опыт позволил решить много проблем. По приказу министра речного флота оптимизировали схему проводки суперблоков (составные системы сбора и подготовки газа) ледоколами в Ямбург. Eсли ранее доставка занимала год, то мы смогли сократить срок до шести месяцев. Попутно придумывали решения по выгрузке суперблоков. По нашему предложению в Ямбурге сделали специальный причал на уровне палубы судна. И затем трубоукладчиками стаскивали оборудование с баржи. Смекалка, педантичность, внимание к деталям, доскональное знание нормативных документов по безопасности судоходства — это все про Владимира Петровича.

В 2003 году разрабатывали схему оптимального и точного передвижения на плавсистеме пролетной арки строящегося моста через Иртыш в Ханты-Мансийске. В итоге наши суда отбуксировали объект к опорам, а потом мы притопили баржи, выровняли. Когда же строители скомандовали поднимать, то осушили их. Допустимый зазор — 2 миллиметра. Это была ювелирная работа.

С Владимиром Петровичем продолжаем общаться и сейчас. В редкие прогулки по району вспоминаем прошлое, свои суда. Жаль, что, по сути, нет судостроительного завода, да и из известных кораблей уже ни один не на ходу».

От автора. Не могу не добавить, что удалось выяснить о судьбе трехпалубного красавца «Генерала Карбышева». В 2008 году на нем организовали круизные путешествия из Тюмени в Тобольск, Ханты-Мансийск, Сургут и другие города Западной Сибири. До этого был законсервирован на причале Тобольска. Реставрировали судно на Тюменском судоремонтном заводе. В данный момент о нем известно лишь то, что он пришвартован в Тобольске.

ФОТО ВАЛEНТИНА ГУЩИНА И С САЙТА FLEETPHOTO.RU

***
фото: Проводка суперблоков по ледовому каналу на Ямбург;Капитан, ветеран труда Владимир Белоглазов в парадном кителе и при полных регалиях.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта