Общежитие— дело тонкое
Да и стены в большинстве домов такие, что сквозь них слышно практически все, чем занимаются соседи. Их ритм жизни и привычки могут раздражать, но пока это не выходит за рамки приличий и законодательства, то придется терпеть.
Примерно такую мантру твердила я про себя три утра подряд после того, как ровно в шесть просыпалась от каких-то неопознанных звуков. Будь это дрель, я бы, конечно же, страшно разозлилась, но хотя бы поняла, что происходит и что предъявлять обнаглевшим соседям. А здесь — странная монотонная вибрация, передающаяся через потолок и стены. Как будто в квартире сверху работает огромная центрифуга.
На четвертый день, стряхнув с себя утренний морок и утвердившись в мысли, что подобное как минимум нарушает пресловутый закон о тишине, я поднялась к соседям. И позвонила в квартиру, где — я заранее убедилась, высунувшись в окно, — горел свет и были слышны разговоры. Сначала прекратилась вибрация, а потом из-за двери деланно сонно ответили, что они вообще- то спят и уж точно не включали никакую центрифугу. Ложь, если честно, расстроила меня больше, чем очередное загубленное утро. Но на что я могла бы пожаловаться кому бы то ни было? На то — не знаю что?
Странных звуков пока больше не раздается, но осадок остался. Потому что соседи не открыли ни вечером, ни на следующий день, хотя к двери подходили.
Впрочем, одной моей знакомой эта холодящая кровь история явно покажется ерундой по сравнению с тем, что творится в их подъезде. Не первый год весь стояк сводят с ума двое соседей — пожилая женщина и среднего возраста мужчина, которые ночи напролет колотят друг другу в потолок и пол, по батареям и громогласно переругиваются. Никто уже не помнит, с чего начался их конфликт и кто больше виноват — сейчас виноваты уже оба. Но им не указ ни соседи, ни участковый. Впрочем, участковый не очень-то и порывается указывать, сотрудники полиции вообще не любят вмешиваться в соседские споры. Потому что времени и нервов на разбирательства уходит уйма, но нет никакой гарантии, что предпринятые меры возымеют требуемый заявителями результат. Не выселишь же громогласных жильцов из их квартир! Хотя именно об этом мечтают те, кто почти каждую ночь вынужден слушать их крики.
— Но подобных судебных решений практически не существует, — говорит член Ассоциации юристов России Ярослав Ильин. — Однако через гражданский суд можно попробовать взыскать с нарушителей спокойствия моральный ущерб.
Хотя и в этом смысле судебная практика не очень-то богата. Поэтому соседский конфликт Ярослав Владимирович советует улаживать в досудебном порядке. Eсли соседи не реагируют на устные замечания, напишите им письмо с претензией, желательно — заказное. И оставьте копию себе, чтобы, в случае если конфликт так и не разрешится, можно было предъявить ее сотрудникам правоохранительных органов. Мол, вы честно пытались разъяснить непонятливым соседям, что ведут они себя неподобающим образом.
Да, не лишним будет заручиться поддержкой единомышленников из своего подъезда, дабы не казалось, что это вы один такой придирчивый и наговариваете на соседа почем зря. В идеале можно созвать общее собрание жильцов дома и вынести проблему на повестку дня. Eсли уж неспокойные соседи и после такого продолжат безобразничать, то без полиции точно не обойтись.
И здесь важно собрать хорошую доказательную базу. Eсли речь идет о планомерном нарушении закона о тишине, то можно записать на диктофон те звуки, что мешают вам отдыхать. А вообще, каждое обращение в полицию (все они должны регистрироваться) — тоже своего рода доказательство того, что гражданам уже невмоготу терпеть соседские выходки. И надо что-то с этим делать.
— Но лучше всего, конечно же, дружить с соседями, — резюмирует Ярослав Ильин. — Уровень агрессии в обществе сейчас очень высок, и если вы начнете агрессивно отстаивать свою правоту, то, вероятнее всего, вам ответят тем же — и ситуация зайдет в тупик. Стоит попробовать поговорить с соседом спокойно. В пятидесяти процентах случаев это помогает.