Город счастливых снов
Депутат Госдумы Виталий Милонов пытается запретить праздновать Хэллоуин. «Зачем отмечать День святого Валентина, когда у нас есть День Петра и Февронии?», «К чему Мики Маус в стране, где придумали Eжика в тумане?» — подобными риторическими вопросами заполнены социальные сети. А какое недовольство в некоторых кругах вызывает хип-хоп культура! Не меньшее, чем когда-то вызывал джаз в СССР.
Идеала и безусловного примера для подражания нет нигде в мире. Тем более в многогранной и противоречивой Америке.
Но что-то упрямо влечет некоторых из нас к заокеанским далям. Что именно? Попытаемся понять.
С молоком матери
Концерт Даниила Крамера в субботу прошел в ДК «Железнодорожник» — здании, во многих отношениях (эстетическом и техническом) уступающем филармонии. Некоторые зрители перед началом концерта не удержались от возмущения — покупали билеты в филармонию, а тут!
Впрочем, скоро все забыли не только о том, в каком зале находятся, но и о других заботах.
— В этот раз я устроил сезон польских музыкантов. Я не знаю, почему так получилось, но польские музыканты буквально рождены для джаза. В этом плане они практически не отличаются от американцев, которые впитывают джаз с молоком матери, — рассказывает Даниил Крамер. — Сегодня на сцене со мной выступит трио пианиста Павла Качмарчика. Eго музыка подойдет как для начинающих слушателей, так и для гурманов. Eго игра напоминает персик. В него когда вгрызаешься, сок течет по всему лицу, и всюду — вкусно. Так же Павел: упивается каждым звуком, каждой гармонией, его музыка, как надкусанный персик, течет вот так по лицу. Вкусная.
Даниил Крамер не обманул. Молодой польский музыкант в модных фиолетовых галифе и очках — заразительно энергичный. Как сам по себе, так и в своей музыке. Он буквально наслаждается импровизацией на сцене. Когда его ударник красиво заканчивает композицию — будто биением сердца, разносящимся со сцены, — Павел Качмарчик восхищенно вскакивает из-за рояля и жестами просит нас аплодировать этой находке. Всем своим видом как бы говорит: «Вы это слышали?!»
Этой энергией очень быстро наполняется зал. Свободная музыка и свободные музыканты заставляют улыбаться и качаться в такт мелодиям. И кажется даже — как хорошо, что «Железнодорожник»! А вдруг в большом зале филармонии не было бы этой легкости и неформальности? Впрочем, вероятно, дело совсем не в зале…
К слову, и в Тюмени есть люди, живущие джазом. Уже в ноябре состоится юбилейный концерт певицы Инги Лударевой, внесшей большой вклад в развитие джаза в нашем городе.
Пастор читает рэп
В воскресенье Сергей Черня, основатель школы битбокса в Тюмени, организатор первого хип- хоп фестиваля «Freemusic», провел лекцию в арт-баре «Две двойки». Он рассказывал о флоу — понятии, пришедшем из хип-хопа.
— В современном сленге «флоу» это не просто крутое попадание в бит, это ваша отличительная черта, фишка, особенный стиль. У каждого должен быть свой флоу, независимо от того, чем ты занимаешься, — говорит Сергей.
Впрочем, начал он совсем не со слов, а с демонстрации своего бит-боксинга. Я в жизни не могла подумать, что человек в состоянии издавать такие звуки. Сергей звучал как машина, как пароход, а потом и вовсе как полноценная музыкальная группа. Учиться этому мастерству он начал давно — еще подростком в маленьком северном городке. Наконец, студентом переехав в Тюмень, он мечтал, что в большом городе попадет в развитую хип-хоп культуру… Но оказалось, что развивать ее здесь придется самому Сергею. Теперь благодаря ему у нас есть свой хип-хоп фестиваль и сообщество музыкантов. А у Сергея за плечами выступление на открытии чемпионата мира по футболу.
После музыкант пригласил на импровизированную сцену своего товарища, занявшего второе место на недавнем хип-хоп фестивале.
— Меня зовут Павел, я пастор в церкви. Вообще-то пытаюсь донести людям истины Eвангелия, ну и пишу рэп вечерами, — рассказывает музыкант.
И рэп он пишет неплохой, что называется — душевный. За Павлом вышел музыкант, с которым наши читатели уже знакомы. Он победитель недавнего «Ргеетиэю» и читал рэп вместе с Максимом Галкиным на Первом канале. Школьник Никитка Фирсов вновь зачитал свой самоироничный победоносный трек.
К слову, недавно Сергей Черня стал отцом. Слушателей заинтересовало — изменило ли это его отношение к хип-хопу?
— На следующий день после того, как я узнал, что жена беременна, проснулся в семь часов утра. И, кажется, не засыпал с тех пор. Нет, завязать мне не хотелось, это дело, которое меня вдохновляет. Появилось понимание, что теперь нужно действовать на серьезном уровне. Все приобрело новый смысл.
Все не так просто
Каждую субботу несколько подростков приходят в библиотеку имени Менделеева, чтобы слушать лекции об американской литературе. Старшеклассница Полина добирается из другой части города на автобусе, но приезжает регулярно. Лекции для них готовит литературный блогер Ольга Любимская, выпускница аспирантуры ТюмГУ. В эту субботу обсуждали поздний романтизм и творчество Эдгара Аллана По.
— Именно от позднего романтизма начинается великая американская литература. Eго мрачность — это ответ на изменения, что происходят в стране. Общество становится прагматичным, вытесняется человеческое. Но люди чувствуют, что так жить невозможно. И это противоречие находит отражение в творчестве, — увлеченно рассказывает Ольга.
По ее словам, после светлого романтизма первых переселенцев, искренне верящих в свои идеалы, наступает депрессивная эпоха — время осознания, что идеалы хрупки в столкновении с реальностью. Сочетание прагматичности и романтичности американцы сохранили в своем менталитете.
— Я думаю, изучать американскую литературу сегодня особенно интересно. Наша лента новостей обязательно включает сообщения об этой стране или о взаимоотношениях с США. Но на самом деле при обилии информации мы мало знаем об американцах. У нас есть стереотипы, — говорит Ольга. — Когда начинаешь разбираться в их литературе, понимаешь — все не так просто. К слову, во многом мы с американцами похожи. В заокеанской литературе часто поднимается тема поиска и осознания себя, личной идентификации. О чем нередко пишут и наши авторы.
А школьница Полина объясняет свой интерес к лекциям тем, что часто читает американских авторов и давно хочет лучше их понять.
?.А я глядела на то, как в слякотное воскресенье взрослые и дети веселятся, выбирая себе карнавальные костюмы на Хэллоуин. Как молодой отец, пастор и школьник зажигают на одной сцене и искренне горят одним делом. И сама, невольно покачиваясь в сочных джазовых ритмах, вспоминаю цитату из фильма-мюзикла «Стиляги» об эпохе 60-х. В этот момент один из героев — бывший стиляга — приехал из первой своей поездки в США. Своему товарищу он говорит:
— У меня для тебя плохие новости. Там нет стиляг. Eсли бы нас вот таких вот выпустили на Бродвей, на настоящий Бродвей, нас бы через два квартала забрали в психушку. Там нет стиляг!
— Но мы-то есть…
ФОТО АВТОРА И АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ
***
фото: Даниил Крамер;Павел Качмарчик и его команда;Сергей Черня;Пастор Павел Лавренов.