X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О пользе ошибок

Оказывается, люди, которые всю жизнь стремятся избегать ошибок, — могут заблокировать для себя возможность развития.

Об этом говорят сразу несколько известных исследователей. Одна из них — Жюли Реше, доктор наук, профессор школы перспективных исследований ТюмГУ. Реше уверена — другого способа учиться, кроме как совершать ошибки, не существует. И это правило распространяется не только на процесс обучения в школе или университете, оно работает и в жизни.

Исследуя вопрос, Жюли Реше обращается к экспериментам Кэрол Двек, профессора психологии Стэнфордского университета, которая выдвинула теорию о существовании двух способов мышления.

Один из них — фиксированное мышление. Когда мы уверены, что наши способности не результат наших стараний, а некая неизменяемая данность свыше. Поэтому любую ошибку мы воспринимаем как оценку нам самим. Eсли после критики хочется воскликнуть: «Не стоило браться, это дело явно не для меня» — это показатель фиксированного мышления. Гибкое же мышление значит, что мы уверены — наши способности зависят от наших усилий. И тогда ошибка — только повод постараться больше и научиться чему- то новому.

Но как формируются эти типы мышления и можно ли их изменить?

В эксперименте Кэрол Двек проводила несложный тест, а 400 пятиклассников получали его результаты, а также похвалу: одна половина — за приложенные старания. Другая — за то, что они умные. Потом им предложили на выбор уже два теста: простой и сложнее.

«Около 9G процентов детей, которых похвалили за ум, выбрали простой тест, желая не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, выбрали тест сложнее. Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на восьмой класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. «Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные», — объясняет в исследовании профессор Жюли Реше.

Более того, по ее словам, ошибки и работа над ними — помогают развивать нейропластичность (способность изменяться под воздействием внешних факторов) мозга. То есть меняют наш мозг на физиологическом уровне. А значит, развивают и так называемые природные способности.

Таким образом, в процессе обучения лучше не оценивать способности ребенка как данность, вроде «он умный» или «он талантливый». Гораздо значимее поощрять старание и готовность работать над ошибками.

Эксперты отмечают (например, об этом часто говорит Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий»), что система российского образования воспитывает в детях страх совершить ошибку. А я до сих пор помню, как перед школой мне объясняли: «Очень важно, как ты зарекомендуешь себя в начальных классах, от этого будет зависеть и дальнейшая учеба». Так и оказалось. Моей однокласснице, когда она взялась за исправление своих оценок в восьмом классе, учительница сказала: «Я не верю, что ты решаешь свои задания сама. Ты меня не обманешь». Сказался стереотип. В итоге ей удалось исправить свои оценки, но тот обидный комментарий от учительницы она помнила еще долго.

Один из идеологов финского образования (славящегося своей либеральностью и особым вниманием к отстающим ученикам) — Паси Сальберг, профессор Гарварда, — недавно приезжал давать мастер-классы для подмосковных школ. Он говорит: «Или мы готовим к жизни или к экзаменам. Мы выбираем первое». Высокие результаты школьников этой страны отмечены в международном рейтинге Programme for International Student Assessment, где проверяется способность использовать полученные знания и навыки на практике. Финляндия долгое время была лидером списка, теперь занимает пятое место. Россия на тридцать втором.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта